Авиценнизм обыкновенный. Рецензия на: Zarepоur M.S. Necessary Existence and Monotheism. An Avicennian Account of the Islamic Conception of Divine Unity

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Авиценнизм обыкновенный. Рецензия на: Zarepоur M.S. Necessary Existence and Monotheism. An Avicennian Account of the Islamic Conception of Divine Unity
Авиценнизм обыкновенный. Рецензия на: Zarepоur M.S. Necessary Existence and Monotheism. An Avicennian Account of the Islamic Conception of Divine Unity
Название статьи: Авиценнизм обыкновенный. Рецензия на: Zarepоur M.S. Necessary Existence and Monotheism. An Avicennian Account of the Islamic Conception of Divine Unity. Cambridge: Cambridge University Press, 2022. 70 р.
Автор: М.В. Шпаковский
Название научного журнала: Ишрак. Журнал исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН
Год издания: 2024
Номер журнала: том II, выпуск 2
Количество страниц: 40
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: аналитическая философия, аналитическая теология, монотеизм, эссенциализм, модальная метафизика, каузальность, доказательства бытия Бога, Авиценна, авиценнизм, исламская философия, «доказательство праведных».
Тематика: философияфилософия
Вид работы: рецензия

Аннотация

Рецензия подробно обозревает книгу Мохаммеда Салеха Зарепура «Необходимое Сущее и монотеизм. Авиценновский подход к исламской концепции единства Божества». Автор обобщенно называет своей проект «аналитическим авиценнизмом». В книге рассматривается метафизика Ибн Сӣны: в частности, учение о Необходимом Сущем и тождестве его существования и сущности; тезис об априорности существования; авиценновские эссенциализм (дистинкция сущности и существования) и каузальная теория. Подробно разбирается модальная теория Ибн Сӣны, подразделяющая вещи на сущее, необходимое само по себе, сущее, возможное само по себе, и сущее, невозможное само по себе; на ее основе мыслителем выводятся несессетизм и модальная дистинкция между необходимо-сущим-благодаря-себе и необходимо-сущим-благодаря-другому. На основании этой метафизики в книге предпринимается попытка реконструировать методами аналитической философии т.н. доказательство праведных и предваряющие его аргументы. Трактат Зарепура содержит два доказательства, выдержанных в плантингианском стиле, аргумент от необходимой детерминации, аргумент от Необходимого Сущего, аргумент от невозможности бесконечных каузальных цепей и итоговое «доказательство праведных». Все эти аргументы ведут к признанию единственности Бога. Я полагаю, что изложенная в книге модель авиценнизма страдает от серьезной неполноты: так, в ней упущена оригинальная неоплатоническая и космологическая составляющая, упрощенно и без пояснений излагается сложная и многоаспектная каузальная теория Ибн Сӣны (включающая, помимо аристотелевских четырех причин, дистинкцию причин на основные и вспомогательные). Наряду с экскурсом в метафизику Авиценны я представляю читателю параллели с томизмом и его аналитической версией, а также уделяю значительное внимание критике двух базовых составляющих авиценнизма — априорности существования и каузации, основанной на принципе сосуществования причины и следствия и специфическом понимании действующих причин. На мой взгляд, тезис об априорности существования (по крайней мере, в эпистемологическом контексте) сомнителен, а каузальная теория Авиценны, в сочетании с обычными темпоральными каузальными цепями, ведет к противоречию.

Выходные данные

М.В. Шпаковский. Авиценнизм обыкновенный. Рецензия на: Zarepоur M.S. Necessary Existence and Monotheism. An Avicennian Account of the Islamic Conception of Divine Unity. Cambridge: Cambridge University Press, 2022. 70 р. // Ишрак. Журнал исламской философии 2024. Т. II. № 2. – М.: ООО «Садра», 2024. – С. 78–117.