Сефевидский леттризм двунадесятников между суннизмом, шиизмом, мистицизмом и наукой

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Сефевидский леттризм двунадесятников между суннизмом, шиизмом, мистицизмом и наукой
Сефевидский леттризм двунадесятников между суннизмом, шиизмом, мистицизмом и наукой
Название статьи: Сефевидский леттризм двунадесятников между суннизмом, шиизмом, мистицизмом и наукой: опыт сравнительного анализа трудов Раджаба Бурси и Махмуда Дихдара
Автор: Мэтью Мелвин-Кушки
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Университет Южной Каролины, США
Год издания: 2022
Номер журнала: 10
Количество страниц: 52
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: Раджаб Бурси, Махмуд Дихдар, сефевидский Иран, оккультные науки, гримуар, «Новые братья чистоты»
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

В этом сравнительном исследовании в качестве показательных образцов противопоставляются друг другу два леттриста-двунадесятника, являвшиеся двумя наиболее важными оккультистскими авторитетами периода расцвета правления Сефевидов: Раджаб ал-Бурси (ум. после 1410 г.) и Махмуд Дихдар Ширази (ум. в 1576 г.). Их проекты тесно связаны друг с другом и могут быть историографически объяснены, только если рассматривать их вместе. На сегодняшний день полностью неисследованным остается основной элемент интеллектуального контекста деятельности обоих авторов — сообщество «Новых братьев чистоты», процветавшее в империях Тимуридов и Османов. Чтобы поправить положение дел, мы должны в первую очередь отказаться от научно-религиозной догмы которая сводит леттризм и другие оккультные науки к аполитичному мистицизму. Как показывает автор, ал-Бурси является первым шиитским автором, опирающимся как на Ибн ‘Араби (ум. 1240), так и на ал-Буни (ум. между 1225–1233), представляющих соответственно суннитскую леттристскую теорию и леттристскую практику. Дихдар же является наиболее плодовитым персидским последователем леттризма ал-Буни. Проведенный сравнительный анализ взглядов двух фигур, по мнению автора, доказывает, что философия Сефевидов на самом деле была не только имперской, но и оккультно-научной практикой.

Выходные данные

Matthew Melvin-Koushki. Safavid Twelver Lettrism between Sunnism and Shiʿism, Mysticism and Science: Rajab al-Bursī vs. Maḥmūd Dihdār // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2022. № 10. = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2022. № 10. — М.: ООО «Садра», 2022. — С. 379-430.