Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века — различия между версиями

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
{{thesis
 
{{thesis
  | Изображение =  
+
  | Изображение = Doctoral_dissertation.jpeg
 
  | Информация об изображении =  
 
  | Информация об изображении =  
 
  | Автор = Юсупова, Нурфия Марсовна
 
  | Автор = Юсупова, Нурфия Марсовна
 
  | Научный руководитель =  
 
  | Научный руководитель =  
 
  | Научный консультант =  
 
  | Научный консультант =  
  | Научный центр =  
+
  | Научный центр = Казанский федеральный университет
 
  | Аффилиация =  
 
  | Аффилиация =  
  | Соискание степени (кандидата/доктора наук) =  
+
  | Соискание степени (кандидата/доктора наук) = кандидата филологических наук
  | Год защиты =  
+
  | Год защиты = 2002
 
  | Место защиты = Российская Федерация, Казань
 
  | Место защиты = Российская Федерация, Казань
 
  | Ключевые слова =  
 
  | Ключевые слова =  
  | Тематика =  
+
  | Тематика = татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя.
  | Вид работы =  
+
  | Вид работы = диссертация
 
  | name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века
 
  | name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века
 
}}
 
}}
 +
В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала.
 +
 +
Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности.
 +
 +
В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта.
 +
 +
В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу.
 +
 +
[[fa:تصویر توقای در شعر تاتاری قرن بیستم]]

Текущая версия на 11:30, 22 октября 2018

Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века
Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века
Автор: Юсупова, Нурфия Марсовна
Научный центр: Казанский федеральный университет
Соискание степени (кандидата/доктора наук): кандидата филологических наук
Год защиты: 2002
Место защиты: Российская Федерация, Казань
Тематика: татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя.татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя.
Вид работы: диссертация

В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала.

Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности.

В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта.

В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу.