Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века — различия между версиями
Adminm (обсуждение | вклад) |
Admin3 (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{thesis | {{thesis | ||
− | | Изображение = | + | | Изображение = Doctoral_dissertation.jpeg |
| Информация об изображении = | | Информация об изображении = | ||
| Автор = Юсупова, Нурфия Марсовна | | Автор = Юсупова, Нурфия Марсовна | ||
| Научный руководитель = | | Научный руководитель = | ||
| Научный консультант = | | Научный консультант = | ||
− | | Научный центр = | + | | Научный центр = Казанский федеральный университет |
| Аффилиация = | | Аффилиация = | ||
− | | Соискание степени (кандидата/доктора наук) = | + | | Соискание степени (кандидата/доктора наук) = кандидата филологических наук |
− | | Год защиты = | + | | Год защиты = 2002 |
| Место защиты = Российская Федерация, Казань | | Место защиты = Российская Федерация, Казань | ||
| Ключевые слова = | | Ключевые слова = | ||
− | | Тематика = | + | | Тематика = татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя. |
− | | Вид работы = | + | | Вид работы = диссертация |
| name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века | | name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века | ||
}} | }} | ||
+ | В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала. | ||
+ | |||
+ | Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности. | ||
+ | |||
+ | В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта. | ||
+ | |||
+ | В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу. | ||
+ | |||
+ | [[fa:تصویر توقای در شعر تاتاری قرن بیستم]] |
Текущая версия на 11:30, 22 октября 2018
Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века |
---|
Автор: Юсупова, Нурфия Марсовна |
Научный центр: Казанский федеральный университет |
Соискание степени (кандидата/доктора наук): кандидата филологических наук |
Год защиты: 2002 |
Место защиты: Российская Федерация, Казань |
Тематика: татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя.татарская поэзия, идеал, Тукай, Совершенный человек, образ, интерпретация, концепция героя. |
Вид работы: диссертация |
В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала.
Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности.
В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта.
В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу.
- Диссертации
- Работает Юсупова как автор
- Работает Нурфия Марсовна как автор
- Тезисы Казанский федеральный университет
- Диссертация на тему татарская поэзия
- Диссертация на тему идеал
- Диссертация на тему Тукай
- Диссертация на тему Совершенный человек
- Диссертация на тему образ
- Диссертация на тему интерпретация
- Диссертация на тему концепция героя.