Стародуб Татьяна Хамзяновна — различия между версиями
Admin6 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{person | Изображение = Starodub_T.jpg | Информация об изображении = | ФИО (на фарси)…») |
Admin6 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
==Сфера научных интересов== | ==Сфера научных интересов== | ||
− | + | * история искусства Ближнего и Среднего Востока | |
+ | * средневековое искусство стран ислама | ||
==Преподавательская деятельность== | ==Преподавательская деятельность== |
Текущая версия на 11:48, 28 января 2019
Стародуб Татьяна Хамзяновна |
---|
Место жительства: г. Москва |
Место работы: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ |
Гражданство: Российская Федерация |
образование: МГУ им. М.В.Ломоносова |
Сфера научных интересов: история искусства Ближнего и Среднего Востока, средневековое искусство стран ислама |
Содержание
Образование
Окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (отделение Истории искусства, Исторический факультет). Отучилась в аспирантуре НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (ныне РАХ). В 2006 году защитила в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения по теме "Эволюция типов средневековой исламской архитектуры" (17.00.04 - искусствоведение).
Сфера научных интересов
- история искусства Ближнего и Среднего Востока
- средневековое искусство стран ислама
Преподавательская деятельность
История искусства средневекового Ближнего и Среднего Востока (общая тема).
Профессиональная деятельность
Главный научный сотрудник Отдела зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.
Общественная деятельность
Знание языков
английский, арабский (ограниченно), французский (чтение).
Работы
Книги
- Города Сирии. М.: Искусство, 1979 – совм. с Сидоровой Н.А.,.
- «Города Марокко» /Под ред. Т. Х. Стародуб. М., НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1996. 118 с. – Совм. с Каптеревой Т.П.
- «Традиционное искусство Востока». Терминологический словарь /совм. с Н.А.Виноградовой, Т.П.Каптеревой / Под ред. Т.Х.Стародуб. М.: Эллис Лак, 1997. 359 с.
- «Сокровища исламской архитектуры». М.: Белый город, 2004. 454 c.
- «Исламский мир. Художественная культура VII–XVII веков». М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2010. 254 c..
- «Искусство Ближнего Востока: Древний Египет. Передняя Азия» // История искусства. Т. I. Древний мир. М.: Белый город, 2012. С. 34–93.
- «Искусство мусульманского мира» // История искусства. Т. I. Средние века. М.: Белый город, 2012. С. 246–299. «Мусульманский мир. XVIII–XIX века» // История искусства. Т. II. М.: Белый город, 2013. С. 300–301.
Статьи
- «К вопросу о датировании и атрибуции керамики с сине-чёрной росписью» // Искусство и археология Ирана. Доклады II Всесоюзной конференции (Москва, 19–23 ноября). М.: Наука, 1976. С. 206–217.
- Искусство арабского народа Палестины. // Декоративное искусство СССР, № 7, 1980, 43–44.
- «Иранская керамика из раскопок Старой Рязани» // Советская археология, 1983, № 2. С. 183–195. – Совм. с Даркевичем В.П.
- «Проблема стиля иранской керамики XI–XIV веков (на материале коллекций СССР)». Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения. М., 1983.
- «Иранская керамика с надглазурной полихромной росписью (минаи). // Музей-9, М., 1988. С. 198–206.
- «Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия» // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сборник статей. М.: Наука, 1989. С.268–278. [0,6 а. л.]
- «Люстровая керамика рейского типа конца XII–начала XIII веков как свидетельство культурных связей Ирана с Азербайджаном и Средней Азией» // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М.: Наука, 1990. С.177–184.
- «Мусульманские культовые здания в системе средневекового арабского города» // Городская художественная культура Востока. М., Государственный музей искусства народов Востока. 1990. С. 190–200.
- «Монументальная живопись эпохи Омейядов. К вопросу о стиле» // Стиль – Образ – Время. М., 1991. С.17–33.
- «Архитектура и градостроительство; Изобразительное и декоративное искусство» // Справочник «Сирия», М.: Наука, 1992. С. 372–394.
- «Специфика заимствования и инокультурных связей в искусстве Арабского халифата» // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий, М.: Наука, 1994. С. 279–285.
- «Мусульманский средневековый город (термин и архитектурное выражение)» // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 170–177.
- «Идея города в средневековом изобразительном искусстве мусульманского Востока» // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996, с. 217–222.
- «Пространство вне времени» // Мир психологии. М., 1999, № 4 (20), с. 203–211. [1,2 а. л.]
- «Концепция идеального исламского города в планировке и архитектуре Хивы» // Архитектурное наследство. М., 1999, №43, с. 42–44. [0,4 а. л.]
- «Idea of the Holy City in Medieval Muslim Panting» // The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art. Ed. Bianca Kühnel / Jewish Art. Jerusalem, 1997/98, v. 23/24. P. 378–383.
- «Medieval Iranian Pottery» // Arts & the Islamic World. Special vol.: Treasure from Central Asia: Islamic Art objects in the State Museum of Oriental Art, Moscow. London, 1998. No. 33. P. 32–35.
- «Проблема стиля иранской керамики 11–14 вв.» // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. 25. М., 2002. С. 249–269.
- «Артукидская чаша в контексте изобразительной программы росписей на керамике «сельджукского» стиля» // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М.: Институт всеобщей истории, 2003. С. 224–239.
- «Изображение неизобразимого. О специфике арабо-мусульманского визуального искусства» // Одиссей. М.: Наука, 2003. С. 368–377.
- «Куббат ас-Сахра в Иерусалиме как выражение исламской концепции Святого города» // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2. М., 2004. С. 75–83. –
- «Рибат и ханака. Термин и архитектурный тип» // Культурные ценности. Cultural Values: Международный ежегодник. 2002–2003 / Отв. ред. Р.Г. Мурадов. С.-Петербург: Европейский дом, 2004 (издан в сентябре 2005). С. 89–101.
- «Ладжвардина» // Грани творчества. Вып. II. М.: Прогресс-традиция, 2005. С. 277–293.
- «Мечеть. Термин и архитектурный тип» // Вестник Московского университета. 13. Востоковедение. 2006. Вып. 4. С. 54–73.
- «Реконструкция архитектурного типа раннего мусульманского дворца» // Восток. 2006, № 5. С. 23–36. [1,2 а.л.].
- «Концепция пространства в средневековом исламском искусстве. Опыт исследования художественных памятников» // Эпохи. Стили. Направления. М., 2007. С. 509–521.
- «Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Опыт историко-типологического исследования» // Искусствознание 1/08. С. 176–200
- «Загадка стилевой исключительности орнаментального керамического покрова исфаханских мечетей эпохи Сефевидов // Из истории стилей. Эпохи, регионы, виды искусства» // М.: Памятники исторической мысли, 2008. С. 346–355.
- «Ближневосточные города на путях шёлка и ладана. Петра. К вопросу о предыстории культурной общности Арабского халифата» // «Искусствознание». 3-4/2009. С. 35–74
- «Роспись потолка Капеллы Палатина в Палермо» // Итальянский сборник. Вып. 6. М.: Памятники исторической мысли, 2011. С. 51-72.
- Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья // Искусствознание. 3-4/2011. С. 1-38.
- «Макамат» аль-Харири в миниатюре Ирака, Сирии и Египта XIII–XVI веков//Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. Сб. статей / Отв. Ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2012. С.71–90.
- «О сходстве зданий Купола Скалы в Иерусалиме и Капеллы Карла Великого в Аахене» // Художественный мир глазами иностранцев. Впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. М.: Памятники исторической мысли. 2013. С. 47–68.
- Искусство мусульманского мира // История искусства. Т. I. Средние века. — Т. 1. — Белый город Москва, 2012. — С. 246–299.
- О сходстве зданий Купола Скалы в Иерусалиме и Капеллы Карла Великого в Аахене // Художественный мир глазами иностранцев. Впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. — Памятники исторической мысли Москва, 2013. — С. 47–68.
- Мусульманский мир. xviii–xix века // История искусства. — Т. 2. — Белый город, 2013. — С. 300–301.
- Мозаика западной галереи Мечети Омейядов в Дамаске. Проблема интерпретации // О классике и классическом. — Памятники исторической мысли Москва, 2015. — С. 294–318
- Фолио с миниатюрой из мавзолея хорезмшаха Текеша // Искусство и архитектура Туркменистана: научные сообщения – 4. — Издательство Ылым Ашхабад, 2016. — С. 124–147.
- Шедевры древней Пальмиры // Альманах Панорама искусств". — 2017. — № 1. — С. 96–119.
- Фатимидские образы: будущее в прошлом. Об истоках стиля изобразительного искусства Египта эпохи Фатимидов (конец x – xii вв.) // Искусство и будущее. Художественные предвидения. — АО Первая образцовая типография Москва, 2018. — С. 266–297.
- Праздничные парады в османской миниатюре xvi–xviii веков // Искусство Евразии. — 2018. — № 2 (9). — С. 180–192.