|
|
Строка 24: |
Строка 24: |
| | name = Болгарская исламская академия | | | name = Болгарская исламская академия |
| }} | | }} |
− |
| |
− | КОНЦЕПЦИЯ
| |
− | Болгарской исламской академии
| |
− |
| |
− | В условиях общемировых процессов политизации ислама остро встает вопрос поиска российскими мусульманами своей духовной идентичности.
| |
− | Тремя крупнейшими российскими централизованными исламскими религиозными организациями – Духовным управлением мусульман Республики
| |
− | Татарстан, Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Центральным Духовным управлением мусульман России прорабатывается решение
| |
− | продолжить развитие г. Болгар в качестве исламского духовного центра мусульман-татар Поволжья, Сибири и Урала.
| |
− | Консолидация усилий татарских религиозных деятелей позволитсформировать более глубокую и осознанную ориентацию мусульман на
| |
− | национальные интересы российского общества, а также способствовать развитию высшего уровня отечественного исламского образования.
| |
− | Развитие в г. Болгар исламской академии федерального уровня прямосоответствует поручениям Президента Российской Федерации В.В. Путина по
| |
− | итогам Совета при Президенте РФ по развитию межнациональных отношений,прошедшего в Уфе 22 октября 2013 г., о создании условий для развития
| |
− | трехуровневой системы исламского образования.
| |
− | В 2015 году проект создания Болгарской исламской академии поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Президентом Республики
| |
− | Татарстан Р.Н. Миннихановым принят Указ от 04.11.2015 №УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей
| |
− | Матери».
| |
− | Болгарская исламская академия планируется как научно-богословский и образовательный центр всероссийского значения, учрежденный ведущими мусульманскими
| |
− | организациями страны (ЦДУМ, ДУМ РФ, ДУМ РТ). В рамках академии предполагается проведение научных, богословских исследований,организация образовательных курсов для мусульманских религиозных деятелей.
| |
− | В структуре Болгарской исламской академии предусматриваются:
| |
− | 1. Болгарский совет улемов.
| |
− | 2. Научно-образовательный центр.
| |
− | 3. Центр изучения татарского богословского наследия.
| |
− | 4. Центр межрелигиозного диалога.
| |
− | 5. Всероссийская библиотека ислама.
| |
− | 1. Болгарский совет улемов (Всероссийский союз мусульманских богословов).
| |
− | Болгарский совет улемов планируется как коллегиальный совещательный орган централизованных мусульманских организаций Российской Федерации, созданный с
| |
− | целью решения научно-богословских вопросов. В частности, Болгарский совет улемов будет готовить с позиции ислама ответы – фетвы – по вновь возникшим
| |
− | вопросам мусульман, разъяснять мусульманскому сообществу традиционные положения ислама, разрабатывать типовые проповеди и материалы для проповедей
| |
− | имам-хатыйбов, рецензировать литературу, посвященную вопросам ислама и религии.
| |
− | Предполагается, что члены Болгарского совета улемов будут делегироваться централизованными мусульманскими организациями Российской Федерации сроком на 3 года.
| |
− | Совет будет состоять из трех отделов (направлений): отдел фетв, отдел ответов
| |
− | на вопросы, отдел проповедей и экспертизы.
| |
− | В целях развития гармоничных, неконкурентных отношений между
| |
− | централизованными мусульманскими организациями, Болгарский совет улемов
| |
− | будут возглавлять поочередно (через 1 год) представители каждой из трех
| |
− | централизованных мусульманских организаций.
| |
− | Организационная работа Совета будет возложена на секретариат Совета
| |
− | улемов. Совет будет собираться по мере необходимости, но не реже 1 раза в
| |
− | квартал.
| |
− | Деятельность Совета будет освещаться на сайте Булгарской исламской
| |
− | академии.
| |
− | 2. Научно-образовательный центр.
| |
− | Научно-образовательная деятельность будет проходить по двум основным
| |
− | направлениям:
| |
− | Высшее профессиональное образование;
| |
− | Дополнительное образование.
| |
− | Высшее профессиональное образование (очная и заочная формы обучения)
| |
− | включает в себя подготовку кандидатов наук (магистров) и докторов наук.
| |
− | 3
| |
− | Для реализации профессиональных образовательных программ создаются
| |
− | кафедры:
| |
− | «Исламской экономики и права»;
| |
− | «Корана, Сунны и вероучения»;
| |
− | «Менеджмента и государственно-конфессиональных отношений»;
| |
− | «Арабского языка и литературы»;
| |
− | «Татарского языка и литературы».
| |
− | Дополнительное образование реализуется на базе программ, подготовленных
| |
− | вышеуказанными кафедрами, реализуется ими и включает в себя:
| |
− | Высшие управленческие курсы для мусульманских религиозных деятелей.
| |
− | Высшие управленческие курсы для мусульманских религиозных деятелей
| |
− | будут ставить своей задачей формирование в мусульманской среде
| |
− | профессиональных управляющих высшего класса на основе развития их опыта
| |
− | работы в области управления мусульманскими организациями.
| |
− | Срок обучения от 10 дней до 1 месяца.
| |
− | Курсы повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей.
| |
− | Курсы повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей
| |
− | рассчитаны на действующих работников религиозных исламских организаций,
| |
− | преподавателей средних и высших мусульманских образовательных учреждений,
| |
− | владеющих достаточными знаниями в области основ Ислама, исламского права и
| |
− | татарского языка.
| |
− | Срок обучения от 1 до 6 месяцев.
| |
− | Курсы арабского языка.
| |
− | Обучение будут проходить уже действующие имамы, практикующие
| |
− | богословы и выпускники мусульманских учебных заведений, желающих повысить
| |
− | свой уровень знания арабского языка, изучить ораторское мастерство и риторику. К
| |
− | работе будут привлекаться носители арабского языка и высококлассные
| |
− | преподаватели. Преимущество при приеме будут иметь специалисты, внесенные в
| |
− | кадровый резерв.
| |
− | Срок обучения от 1 до 9 месяцев.
| |
− | 3. Центр изучения татарского богословского наследия.
| |
− | Центр изучения богословского наследия будет проводить работу по
| |
− | следующим основным направлениям:
| |
− | татарская религиозная мысль, ее вклад в общемусульманскую
| |
− | теологическую мысль;
| |
− | татарская религиозная образовательная мысль (кадими и джадиди);
| |
− | татарский ислам и взаимоотношения с людьми Книги (иудеи и
| |
− | христиане);
| |
− | татарское религиозное музыкальное наследие;
| |
− | 4
| |
− | школа татарской коранической рецитации;
| |
− | татарская приходская система (махалля) как прообраз гражданского
| |
− | общества и т.д.
| |
− | 4. Центр межрелигиозного диалога.
| |
− | Булгарская площадка ведения межрелигиозного диалога обусловлена рядом
| |
− | факторов, в числе которых:
| |
− | исторический потенциал татарского народа в сфере
| |
− | межконфессиональных отношений;
| |
− | исторический опыт внутреннего межрелигиозного диалога;
| |
− | опыт ведения межрелигиозного диалога в международных масштабах.
| |
− | 5. Всероссийская библиотека ислама.
| |
− | Духовная история татарского народа неразрывно связана с традициями
| |
− | просвещения и книгопечатания. Татары подарили миру огромное книжное наследие,
| |
− | вошедшее в золотой фонд общемировой мусульманской культуры. В данной связи
| |
− | создание на болгарской земле Всероссийской библиотеки ислама является
| |
− | закономерным продолжением давних традиций татарского народа.
| |
− | Болгарская библиотека ислама предполагает собрание книг по различным
| |
− | направлениям, связанным с исламом. Одной из основных задач библиотеки станет
| |
− | сохранение непосредственно татарского богословского наследия, что будет
| |
− | содействовать реализации духовной миссии г. Болгар и его развитию как научно-
| |
− | богословского центра.
| |
− | Библиотека должна быть представлена в 2 вариантах, а именно в обычном, т.е.
| |
− | в виде книг и в электронном варианте.
| |
− | Книжный фонд
| |
− | Мусульманская традиция предполагает реальный носитель информации в виде
| |
− | живой книги. Исходя из этого, необходима комплектация библиотеки всеми
| |
− | основными мусульманскими письменными источниками в виде книг и альбомов.
| |
− | Изначальна необходима концентрация на источниках, основанных на принципах
| |
− | матуридитской акыды и ханафитского права.
| |
− | Электронный фонд
| |
− | Рукописи
| |
− | Не поддающаяся исчислению масса источников по матуридитской акыде и
| |
− | ханафитскому праву до сих пор существует только в рукописном варианте.
| |
− | В связи с целенаправленным уничтожением рукописного наследия в центрах
| |
− | ханафитского ареала Ближнего Востока (Северные районы Ирака и Сирии)
| |
− | необходимо скорейшее установление связей с академическими кругами и частными
| |
− | лицами для принятия мер по получению в распоряжение академии электронных
| |
− | вариантов рукописных произведений из соответствующих центров.
| |
− | 5
| |
− | Рукописный фонд академии должен пополняться также за счет интересующих
| |
− | библиотеку источников из фондов и коллекций академических научных и
| |
− | образовательных центров Российской Федерации.
| |
− | Книги
| |
− | Большая часть тематической литературы оцифрована и находится на страницах
| |
− | общедоступных электронных коллекций. Единая ханафитская цифровая библиотека
| |
− | в масштабах всего мира отсутствует как таковая. На базе библиотеки академии
| |
− | необходимо создание единой библиотеки ханафитских источников.
| |
− | Подразделения на базе Библиотеки академии.
| |
− | На базе Библиотеки Академии необходимо учреждение:
| |
− | 1) археографической лаборатории или Центра изучения татарской рукописи
| |
− | (вариант: координация общих усилий КФУ, АН и т.д.);
| |
− | 2) центра оцифровки татарской богословской литературы (вариант: на базе
| |
− | отдела оцифровки ДУМРТ и ИД «Хузур»);
| |
− | 3) специализированного издательского дома по выпуску татарской и
| |
− | ханафитской литературы из фондов Библиотеки Академии.
| |