Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века — различия между версиями
Adminm (обсуждение | вклад) |
Admin3 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
| name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века | | name = Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века | ||
}} | }} | ||
+ | В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала. | ||
+ | |||
+ | Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности. | ||
+ | |||
+ | В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта. | ||
+ | |||
+ | В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу. |
Версия 10:13, 22 октября 2018
Образ Тукая в татарской поэзии ХХ века |
---|
Автор: Юсупова, Нурфия Марсовна |
Место защиты: Российская Федерация, Казань |
В истории каждого народа есть личности, жизнь и деятельность которых, несмотря на социально-политические катаклизмы в обществе, сохраняют в памяти и сознании поколений образ национального героя. Наследием и жизнедеятельностью таких личностей оценивается вклад каждого народа в мировую культуру. В этом смысле они являются не только талантливыми сыновьями своего народа, но и представителями конкретной национальной культуры, из которой и формируется мировая цивилизация. Габдулла Тукай является такой личностью, которая в силу своей культурной значимости получила статус национального идеала.
Поэзия о Тукае в татарском словесном искусстве формируется в начале ХХ века. В татарской литературе начала ХХ века произошла трансформация общественно-философской и литературно-эстетической мысли, результатом которой стало возникновение новой концепции идеала: образ Тукая идеализируется как национальный хадим. В поэтической интерпретации национального идеала соприкасаются традиции концепции «Камиль инсан» и теории сверхчеловека Ф.Ницше. В данном ключе в стихотворениях Ш.Бабича, М.Файзи, С.Сунчелея, Н.Габидова и др. образ Тукая интерпретируется как «национальный хадим» и пророк, обладающий нравственной чистотой, глубиной духа, богатством чувств и души и в то же время способный объединить татарскую нацию. Вознесение образа поэта на уровень пророка усиливает общественный авторитет литературы в целом, статус поэта начинает восприниматься как один из самых важных и полезных для нации видов деятельности.
В 1920-1930-е годы в связи с утверждением марксистского литературоведения происходит социологизация образа Тукая: в стихотворениях Г.Хужи, А.Юныса, Ш.Маннура на первое место выходит образ Тукая как общественного деятеля за счет «оттеснения» Тукая-поэта, Тукая-художника, поэт получает интерпретацию борца за свободу угнетенных классов, патриота. Трансформацию образа Тукая в татарской поэзии второй половины ХХ века вызывают новации в общественно-философской, литературно-эстетической мысли и демократические тенденции в общественном развитии. В стихотворениях Х.Туфана, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Мингалима, К.Сибгатуллина, Г.Афзала наблюдается новый подход: отказ от социологизации образа и объединение национального и эстетического ракурсов, чувствуется тенденция к сакрализации личности поэта, образ Тукая служит мерилом подлинной поэзии, образцом совершенной нравственности, претендующим на высокое звание поэта.
В последней четверти ХХ века литературно-художественная мысль отводит огромную роль литературе в жизни народа. В стихотворениях М.Аглямова, Раш.Ахметзянова, Зульфата, Р.Хариса, Г.Мурат и др. Тукай изображается как борец за национальные идеалы. Мифологическая, религиозная, космологическая образность в художественных системах служит для изображения Тукая как национального героя, посланника Аллаха татарскому народу.