Прозоров, Станислав Михайлович — различия между версиями
Adminm (обсуждение | вклад) |
Admin6 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 55: | Строка 55: | ||
В рамках академического исламоведения моя стратегическая тема исследований — ''ислам как идеологическая система'', которую я разрабатываю по нескольким направлениям: историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, исламская догматика, идейные течения и расхождения в исламе, региональный ислам, суфизм как форма истолкования и бытования ислама, арабские рукописные источники по исламу, исламское образование в России, история религий и религиозно-философских систем народов Ближнего и Среднего Востока. | В рамках академического исламоведения моя стратегическая тема исследований — ''ислам как идеологическая система'', которую я разрабатываю по нескольким направлениям: историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, исламская догматика, идейные течения и расхождения в исламе, региональный ислам, суфизм как форма истолкования и бытования ислама, арабские рукописные источники по исламу, исламское образование в России, история религий и религиозно-философских систем народов Ближнего и Среднего Востока. | ||
− | + | ==Участие в научных конференциях== | |
All-Union Congresses of Arabists (from 1972). | All-Union Congresses of Arabists (from 1972). | ||
Строка 127: | Строка 127: | ||
The Xth International Muslim Forum “Mission of Religion and Responsibility of its Followers in the Face of Modern Times” (Москва, 10-12 декабря 2014 г.). | The Xth International Muslim Forum “Mission of Religion and Responsibility of its Followers in the Face of Modern Times” (Москва, 10-12 декабря 2014 г.). | ||
− | + | ==Преподавательская деятельность== | |
проработка с бакалаврами и магистрантами-арабистами оригинальных исламских текстов (ал-Аш‘ари, ан-Наубахти, Ибн Батта) (Восточный факультет СПбГУ); | проработка с бакалаврами и магистрантами-арабистами оригинальных исламских текстов (ал-Аш‘ари, ан-Наубахти, Ибн Батта) (Восточный факультет СПбГУ); | ||
Строка 137: | Строка 137: | ||
научный руководитель студентов-бакалавров, магистрантов, стажеров, аспирантов. | научный руководитель студентов-бакалавров, магистрантов, стажеров, аспирантов. | ||
− | + | ==Научная и административная карьера в Институте== | |
С 1986 г. — ведущий научный сотрудник, с апреля 2005 г. по 31 декабря 2015 г. — заместитель директора по науке и заместитель председателя Ученого совета СПбФ ИВ РАН (ИВР РАН), октябрь 2010 г. — июль 2013 г. — заведующий Отделом Ближнего и Среднего Востока (по совместительству), с 2004 г.— куратор официального институтского сайта, член редколлегии академического журнала Письменные памятники Востока, член Совета хранителей, председатель постоянной Аттестационной комиссии. | С 1986 г. — ведущий научный сотрудник, с апреля 2005 г. по 31 декабря 2015 г. — заместитель директора по науке и заместитель председателя Ученого совета СПбФ ИВ РАН (ИВР РАН), октябрь 2010 г. — июль 2013 г. — заведующий Отделом Ближнего и Среднего Востока (по совместительству), с 2004 г.— куратор официального институтского сайта, член редколлегии академического журнала Письменные памятники Востока, член Совета хранителей, председатель постоянной Аттестационной комиссии. | ||
Строка 145: | Строка 145: | ||
Почетный член Шиитского Института в Лондоне / The Shi‘a Institute Fellowship, London (с февраля 2016 г.). | Почетный член Шиитского Института в Лондоне / The Shi‘a Institute Fellowship, London (с февраля 2016 г.). | ||
− | + | ==Премии и награды== | |
Февраль 2006 г. — международная премия «Книга года» (Исламская Республика Иран) за монографию «Ислам как идеологическая система» (2004). | Февраль 2006 г. — международная премия «Книга года» (Исламская Республика Иран) за монографию «Ислам как идеологическая система» (2004). | ||
Строка 153: | Строка 153: | ||
Май 2015 г. — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук «За выдающиеся научные результаты в области науки и техники». В номинации «Исторические науки» присуждена премия имени Е. В. Тарле (с вручением Диплома и большой памятной медали с изображением учёного) «За выдающийся вклад в изучение ислама и письменного наследия мусульман России и народов мусульманского Востока». | Май 2015 г. — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук «За выдающиеся научные результаты в области науки и техники». В номинации «Исторические науки» присуждена премия имени Е. В. Тарле (с вручением Диплома и большой памятной медали с изображением учёного) «За выдающийся вклад в изучение ислама и письменного наследия мусульман России и народов мусульманского Востока». | ||
− | + | ==Работы== | |
'''[2016]''' | '''[2016]''' | ||
Строка 345: | Строка 345: | ||
Прозоров С. М. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем халифате // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов II годичной научной сессии ЛО ИНА. Март 1966 года. Ленинград, 1966. C. 20 | Прозоров С. М. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем халифате // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов II годичной научной сессии ЛО ИНА. Март 1966 года. Ленинград, 1966. C. 20 | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] | ||
[[Категория:Переводчики]] | [[Категория:Переводчики]] |
Версия 09:43, 8 ноября 2018
Прозоров, Станислав Михайлович |
---|
ФИО: (استانیسلاو میخایلوویچ پروزورف) |
Год рождения: 21.01.1938 |
Место рождения: Воронеж |
Место жительства: Санкт-Петербург |
Место работы: Институт восточных рукописей РАН |
Гражданство: Россия |
Научный центр: Институт восточных рукописей РАН |
Автобиография
Я родился 21 января 1938 г. в г. Воронеже, отец — школьный учитель русского языка (ум. в 1942 г. в эвакуации), мать — домохозяйка c двумя классами образования (ум. в 1963 г. в Ленинграде). После окончания средней школы в 1956 г. поступил на Восточный факультет Ленинградского государственного университета на кафедру Истории стран Ближнего Востока, которую окончил в 1961 г. по специальности «история арабских стран». В ноябре того же года по собственному желанию и на свой страх и риск уехал в г. Душанбе (Таджикистан), работал в Отделе письменности Востока и в Институте истории АН Таджикской ССР (занимался переводами арабских надписей на кайраках, что и зародило во мне интерес к исламу), преподавал «Историю арабских стран» на Историко-филологическом факультете Таджикского Государственного Университета.
В августе 1964 г. я вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру при Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР. Моим научным руководителем стал П.А.Грязневич — человек разносторонних научных интересов, творческий, самозабвенно увлекавшийся масштабными проектами и умевший увлекать других. Именно он предложил мне (с учетом моего интереса к исламу) в качестве диссертационной темы перевод и исследование одного из самых ранних памятников шиитской историографии — Фирак аш-ши‘а(«Шиитские секты») ал-Хасана ибн Мусы ан-Наубахти (ум. в конце III/начале X в.). По окончании аспирантуры (1967 г.) и представлении диссертации я был зачислен в штат этого Института на должность младшего научного сотрудника. За годы аспирантуры и подготовки монографии, в течение которых я пользовался поддержкой и профессиональными советами лучших арабистов-текстологов того времени — А.Б.Халидова и В.И.Беляева, — у меня сложился прочный интерес к академическому исламоведению, которое стало моей специализацией на всю оставшуюся жизнь.
В феврале 1971 г. я защитил кандидатскую диссертацию по истории шиитского ислама, а в 1973 г. издал на её основе монографию — исследование и комментированный перевод указанного сочинения.
Тему шиитского ислама я продолжил в составе коллектива под руководством неутомимого П.А.Грязневича, задумавшего написать многотомный труд по ранней мусульманской историографии и разработавшего для этого методику росписи и обработки иснадныхцепей передатчиков хадисов в арабских исторических сочинениях и их анализа. Результатом многолетней работы над этой темой явилось несколько монографий (помимо П.А.Грязневича и меня, в ней участвовали К.А.Бойко и С.Б.Певзнер), в том числе и моя по ранней шиитской историографии в Ираке, Иране и Средней Азии (1980 г.).
1980-й год оказался этапным не только в истории отечественного исламоведения, но и в моей личной карьере. Под влиянием «исламского фактора» (ввод советских войск в Афганистан, революция в Иране) центральные идеологические органы страны приняли решение о необходимости изучения ислама и организации в востоковедных центрах Советского союза специальных отделов (секторов, групп) по изучению ислама. В мае 1980 г. в Ташкенте состоялось 1-ое Всесоюзное Координационное совещание по проблемам современного ислама, на котором была принята программа по активизации исламоведения и подготовке исламоведческих кадров. Руководителем программы был назначен академик Е.М.Примаков, ставший тогда директором Института востоковедения Академии наук СССР. Поставленные задачи были чрезвычайно важны и актуальны, но при отсутствии профессиональных исламоведов принятые решения не могли дать позитивных результатов в ближайшие годы. Это показали последующие Координационные совещания по проблемам современного ислама. Исследования в созданных в приказном порядке отделах (секторах, группах) неизбежно приняли политологический и страноведческий характер.
Единственной структурой, где была составлена масштабная программа по изучению ислама как религии и определены основные направления исследования, оказалось Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР (ныне — самостоятельный Институт восточных рукописей РАН / ИВР РАН). В Отделении была образована межсекторальная Группа исламоведения под моим руководством в составе 12 человек, среди них зав. Арабским кабинетом А.Б.Халидов, зав. Иранским кабинетом О.Ф.Акимушкин, О.Г.Большаков, М.Б.Пиотровский, А.Д.Кныш, А.С.Боголюбов и др. Программа была представлена академику Е.М.Примакову и одобрена им.
Были определены основные направления исследования Группы исламоведения:
I. Подготовка справочных изданий по исламу.
II. Источниковедение и историография раннего и средневекового ислама, включая переводы и исследования оригинальных арабских памятников по истории ислама.
III. Издание и исследование арабских рукописей по истории ислама как религии.
IV. Разработка программ и написание учебных пособий по исламу для преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов.
В рамках первого направления было подготовлено несколько кратких справочников по исламу для широкого читателя, а в конце 80-х годов усилиями членов Группы исламоведения с участием московских арабистов был подготовлен и издан (1991) первый в отечественном востоковедении академический справочник по исламу — Энциклопедический словарь «Ислам», составителем словника, научным редактором и автором 80-ти статей которого был я.
Развитием этого направления (с середины 90-х годов) стала реализация уникального международного проекта по подготовке и изданию многотомного Энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи». К настоящему времени подготовлено и издано 5 Выпусков и первый том. Руководителем проекта, составителем и ответственным редактором был и остаюсь я.
В рамках второго направления было подготовлено и издано более десятка монографий, в том числе мои индивидуальные или с моим непосредственным участием. Среди них: комментированный перевод Китаб ал-милал ва-н-нихал аш-Шахрастани (1984), «Ислам как идеологическая система» (2004), получившая международную премию Исламской Республики Иран, «Ислам: Историографические очерки» (под моей редакцией,1991).
В рамках третьего направления подготовил и издал факсимиле рукописи сочинения ал-Фахри (XV в.) (описание вероучений) с Введением, кратким изложением содержания и указателями (1988). В процессе подготовки находятся еще три уникальные рукописи по исламу, в том числе шиитскому, и суфизму.
В рамках четвертого направления впервые в отечественном исламоведении подготовил четыре программы (три из них индивидуальные, в том числе «Введение в исламоведение», 2009) спецкурсов по исламу для студентов и магистрантов, а также Программу кандидатского экзамена по специальности «Историография и источниковедение ислама VII—XIV вв.»). По результатам работы руководимого мной (с 80-х годов) Исламоведческого семинара подготовил и издал (1994) «Хрестоматию по исламу», содержащую комментированные переводы из оригинальных арабских источников разных жанров и догматико-правовых школ. Подготовленные по этим программам аспиранты стали первыми в стране профессиональными исламоведами, которые ныне работают в России (Санкт-Петербург, Москва) и в зарубежных странах (Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, США), продолжая традиции ленинградско-петербуржской школы академического исламоведения.
В рамках академического исламоведения моя стратегическая тема исследований — ислам как идеологическая система, которую я разрабатываю по нескольким направлениям: историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, исламская догматика, идейные течения и расхождения в исламе, региональный ислам, суфизм как форма истолкования и бытования ислама, арабские рукописные источники по исламу, исламское образование в России, история религий и религиозно-философских систем народов Ближнего и Среднего Востока.
Содержание
Участие в научных конференциях
All-Union Congresses of Arabists (from 1972).
Annual Conferences "Barthold's readings" (from 1972).
International Conferences on Islamic Studies (Tashkent, 1980; Moscow, 1983, 1986; Leningrad, 1988).
International Conference "Islam and problems of civilizational interactions" (Moscow, 1992).
17th Congress of Union Europeenne des Arabisants et d'Islamisants (St.Petersburg, 1994).
International Congress "Islam and Ethnic-confessional Mutual Understanding in the Changing World (Moscow, 1995).
International round-table "Samarkand-Fergana" (2000).
"Islamic Civilization in the Volga-Ural Region" (Kazan, 2001).
"Islamic culture" (Tashkent, 2003).
International Conference “Mahmyt Zamakhshary and Oriental Literary-Scientific Renaissance”. Aşgabat-Daşoguz, 23-25 May 2007.
International Conference “Islamic Civilization in Central Asia”. Astana, Kazakhstan, 4-7 September 2007.
International scientific Conference "Cultural heritage — source for studying the history, the cultural and spiritual renaissance of the world". Aşgabat (Turkmenistan), March 14-15 2008.
International scientific Conference dedicated to Memory of E.Pritsak. Kiev, 1 April 2008.
International scientific Conference “Shihabuddin Marjani: the Legacy and the Contemporaneity”. Kazan, 15-17 May, 2008.
International Conference "Russia and the Muslim World". Moscow , 23-24 June 2008.
International scientific Conference "Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient". Aşgabat-Daşoguz (Turkmenistan), 4-6 September 2008.
The VIth Congress of Russian Orientalists. "The contemporary Problems of the fundamental Orientalism". Ulan-Ude, 17-21 September 2008.
3rd International Symposium "Islamic Civilization in the Volga-Ural Region". Ufa, 14-16 October 2008.
International scientific-practical Conference "A Development of the Islamic theological and religious Education in Russia and Abroad". Moscow, 13-14 November 2008.
International Conference 'The Muslim Education in Russia: Traditions and Perspectives". Kazan, 26-27 November 2008.
International theoretical and practical conference “Muslim Education in Russia and Abroad” (Kazan, 28-29 September 2009).
International Ibn al-Arabi Symposium "East and West: Common Spiritual Values, Scientific-Cultural Links" dedicated to the 70th Anniversary of Prof. Dr. Aida Imanguliyeva (9-11 October 2009 — Baku).
Всероссийская конференция «Ислам в России: опыт межцивилизационного диалога» (20.06.2011 – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
International Conference “Islamic philosophy and philosophical islamology: development and interaction” (Moscow, 28 October 2011).
The 1st Kazan International Scientific Forum “Islam in a Multicultural World”. 1-3 November 2011 (Kazan, Republic of Tatarstan).
International Scientific Conference “Contributions of Russian Scholarship to Ismaili Studies” (декабрь 2011– Санкт-Петербург, Институт восточных рукописей РАН).
International Scientific Conference "Medieval Cities of Turkmenistan in the System of the Eurasian Civilization" (Aşgabat, March 28-30, 2012).
Международный научный симпозиум, посвященный 90-летию действительного члена Национальной Академии наук Азербайджана, Героя Советского Союза Зии Муса оглы Буниятова «Историография и источниковедение средневекового Востока». (Baki, 7-8 May 2012).
VIII-й Всероссийский Съезд востоковедов. Казань, 25-28 сентября 2012 г.
The 2nd Kazan International Scientific Forum “Islam in a Multicultural World”. 29-31 October 2012 (Kazan, Republic of Tatarstan).
Всероссийская научная конференция «Ислам в России. Наука и образование», организованная Государственным Эрмитажем и СПбГУ (27-28 сентября 2013 г.).
Международный семинар «Russia and Ismaili Muslims: over a Century of Learning» (London, The Institute of Ismaili Studies, 5-6 November, 2012).
International Scientific Conference "Islamic Movements and Formation of Islamic Ideologies in the Information Age". 13-17 November 2013 (Kazan, Republic of Tatarstan).
Международная конференция (с участием учёных из Ирана, Великобритании и России) «Философия в современном мире», посвящённая пятилетию Ежегодника исламской философии «Ишрак» и пятой годовщине основания академической серии «Философская мысль исламского мира». Москва, Институт философии РАН, 11 ноября 2014 г.
The Xth International Muslim Forum “Mission of Religion and Responsibility of its Followers in the Face of Modern Times” (Москва, 10-12 декабря 2014 г.).
Преподавательская деятельность
проработка с бакалаврами и магистрантами-арабистами оригинальных исламских текстов (ал-Аш‘ари, ан-Наубахти, Ибн Батта) (Восточный факультет СПбГУ);
разработка и чтение курсов лекций: «Ислам и арабо-мусульманская культура» (Факультет истории мировой культуры Государственной академии культуры), «Введение в исламоведение», «Ислам как религиозная система» (Восточный факультет СПбГУ, Религиозно-философский институт, Российский христианский гуманитарный институт, Кафедра религиоведения Государственного педагогического университета им. Герцена).
Подготовка кадров:
научный руководитель студентов-бакалавров, магистрантов, стажеров, аспирантов.
Научная и административная карьера в Институте
С 1986 г. — ведущий научный сотрудник, с апреля 2005 г. по 31 декабря 2015 г. — заместитель директора по науке и заместитель председателя Ученого совета СПбФ ИВ РАН (ИВР РАН), октябрь 2010 г. — июль 2013 г. — заведующий Отделом Ближнего и Среднего Востока (по совместительству), с 2004 г.— куратор официального институтского сайта, член редколлегии академического журнала Письменные памятники Востока, член Совета хранителей, председатель постоянной Аттестационной комиссии.
Учредитель (с российской стороны) российско-иранского «Фонда исследований исламской культуры» / Islamic Culture Research Foundation, Москва, 2007.
Почетный член Шиитского Института в Лондоне / The Shi‘a Institute Fellowship, London (с февраля 2016 г.).
Премии и награды
Февраль 2006 г. — международная премия «Книга года» (Исламская Республика Иран) за монографию «Ислам как идеологическая система» (2004).
Апрель 2011 г. — золотая памятная медаль Ташкентского исламского университета за большой вклад в изучение ислама.
Май 2015 г. — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук «За выдающиеся научные результаты в области науки и техники». В номинации «Исторические науки» присуждена премия имени Е. В. Тарле (с вручением Диплома и большой памятной медали с изображением учёного) «За выдающийся вклад в изучение ислама и письменного наследия мусульман России и народов мусульманского Востока».
Работы
[2016]
Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / Cост. и отв. ред. М.Б.Пиотровский, А.К.Аликберов. М.: Наука — Восточная литература, 2016. 871 с.: ил. ISBN 978-5-02-039776-7.
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. Т. II. М.: Наука — Восточная литература, 2016. 365 с. ISBN 978-5-02-039757-6.
[2015]
Муминов А.К. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии / Под редакцией С.М.Прозорова. Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2015. – 400 с.
[2014]
Прозоров С.М. Арабская рукопись неизвестного сочинения ал-Муфаддала ал-Джу‘фи (ум. до 183/799 г.) по ранней шиитской догматике // Русские учёные об исмаилизме / Под ред. С.М.Прозорова, Х.Элназарова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. С. 229—240.
Прозоров С.М. Духовные ценности суфиев в надписях на личных вещах (по материалам арабской рукописи сочинения по суфизму ‘Азизи Шайзалы, ум. в 494/1100 г.) // Письменные памятники Востока, 1(20), 2014. С. 114—125.
Прозоров С.М. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути (ат-тарика) // Ишрак : ежегодник исламской философии. 2014. № 5. C. 249—267.
Русские учёные об исмаилизме / Под ред. С. М. Прозорова, Х. Элназарова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. 312 с., ил.
[2013]
Прозоров С.М. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Богу // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2013. №4. М.: Восточная литература, 2013. С. 512—525.
[2012]
Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5 / Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. Научные консультанты О.Ф.Акимушкин, B.O.Бобровников. Указатели С.М.Прозоров, Т.Н.Сатпаева. М.: Восточная литература, 2012. 232 с.: ил.
Прозоров С.М. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути // 1-й Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире» 1-3 ноября 2011 г. (г. Казань, Республика Татарстан). М.: Изд-во Казанского ун-та, 2012. С. 247—249.
Прозоров С.М. Многообразие форм бытования ислама как историческая основа веротерпимости в современном многоконфессиональном обществе // Ислам в мультикультурном мире — 2012: Сборник материалов и тезисов 2-го Казанского международного научного форума. 29—31 окт. 2012 г. Казань: Арт-Лоджик, 2012. С. 5—7.
Прозоров С.М. Научное исламоведение в современной России: проблемы и перспективы // 1-й Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире» 1-3 ноября 2011 г. (г. Казань, Республика Татарстан). М.: Изд-во Казанского ун-та, 2012. С. 151—155.
Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и религиозно-философских учениях / Предисловие, перевод с арабского и комментарий С.М.Прозорова // Ишрак. : ежегодник исламской философии: 2012, №3. С. 573—600.
[2011]
Прозоров С.М. Заметки об исламе // Исламоведение. №1(7). Махачкала: издательство ДГУ, 2011. С. 73―83.
Прозоров С.М. Научное исламоведение в контексте исламского образования в России // Письменные памятники Востока. 1(14), 2011. С. 270—278.
Prozorov S.M. The Leningrad/St. Petersburg School of Scientific Islamology // The Heritage of Soviet Oriental Studies. Ed. by M.Kemper & S.Conermann. London & New York: Routledge, 2011. P. 112-123.
Мухаммад б. 'Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и религиозно-философских учениях / Перевод и комментарии С.М.Прозорова // Ишрак: ежегодник исламской философии : 2011. №2. M.: Восточная литература, 2011. С. 150―188.
[2010]
Prozorov S. Prophet Muhammad in the Sufi Tradition as the Perfect Manifestation of Mystical Love of God // East and West: Common Spiritual Values, Scientific-Cultural Links. International Ibn al-Arabi Symposium dedicated to the 70th Anniversary of Prof. Dr. Aida Imanguliyeva (9-11 October, 2009 – Baku). Istanbul: Insan Pulications, 2010. P. 559-576.
[2009]
Прозоров С.М. Классическое исламоведение (введение в исламоведение). Программа спецкурса лекций для студентов Восточного факультета СПбГУ. СПб., 2009. 95 с.
Прозоров С.М. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Бoгy // Письменные памятники Востока. 2(11), осень-зима, 2009. С. 114-125.
Прозоров С.М. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Богу // Восток и Запад: общие духовные ценности и научно-культурные связи. Баку, с. 119-121.
[2008]
Прозоров С.М. Духовные ценности суфиев в надписях на личных вещах (по материалам арабской рукописи сочинения по суфизму ‘Азизи Шайзалы, XI в.). / Культурное наследие – источник изучения истории, культурного и духовного возрождения мира. / Материалы международной научной конференции. Ашхабад, 14-15 Новруз (март) 2008 г., cc. 308-309. / Cultural heritage – source for studying the history, the cultural and spiritual renaissance of the world / Abstracts of reports of the international scientific conference. Ashgabat, March 14-15, 2008.
Прозоров С.М. Методологические подходы к переводу Корана на русский язык // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции. Казань: Институт истории АН Татарстана, 2008. С. 73-76.
Прозоров С.М. Некоторые штрихи к портрету верховного судьи Багдада Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) // Письменные памятники Востока. 1(8), весна-лета 2008. С. 165-169.
Прозоров С.М. Суфизм как форма истолкования и бытования ислама / Неджмеддин Кубра и духовно–культурный мир Востока / Материалы международной научной конференции, Ашхабад, 4-6 сентября 2008 г., cс. 234-235. / Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient” / Abstracts of reports of the international scientific conference. Aşgabat, September, 4-6, 2008. C. 234-235.
[2007]
Прозоров С.М. «Гордость Хваризма» Махмуд аз-Замахшари и его титулованные ученики(= «Pride of Khorezm» Mahmud az-Zamakhshary and his titled Pupils) / Mahmyt Zamakhshary and Oriental Literary-Scientific Renaissance. Aşgabat-Daşoguz, 2007, с. 420-423 (рус.), 261-262 (англ.).
Прозоров С.М. Интеллектуальная элита Мавараннахра и Хурасана накануне монгольского нашествия (по материалам рукописи биографического словаря ал-Андарасбани, 2-ая половина XII в.) / International Conference on Islamic Civilization in Central Asia / 4-7 сентября 2007. Астана, Казахстан. 2007.
[2006]
ал-‘Аллама ас-саййид Мухаммад Хусайн ат-Табатаба’и (ум. в 1402/1981 г.). «Весы (справедливости) в толковании ал-Кур’ана» (ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан). Перевод с арабского и примечания С.М.Прозорова // // Письменные памятники Востока, 1(4), 2006. С. 82—107.
Аллах или Бог? Дискуссия С.М.Прозорова и Тауфика Камеля Ибрагима / Минарет №1 (008), Март 2006, 8-15
Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. — СПб.: «Издательство «Диля», 2006. — 928 с. [Переиздание «Словаря к Арабской хрестоматии и Корану» проф. В.Ф.Гиргаса (Казань, 1881); подготовили С.М.Прозоров и М.Г.Романов].
Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Том I / Составитель и ответственный редактор — С.М.Прозоров; научные консультанты — О.Ф.Акимушкин, В.О.Бобровников, А.Б.Халидов; указатели — А.А.Хисматулин; = Islam in the territories of the Former Russian Empire: Encyclopaedic Lexicon. Vol. I / ed. by Stanislav M. Prozorov. — M. : Вост. лит., 2006—. — ISBN 5-02-018209-5; Т. I. — 2006. — 655 с.: ил. — ISBN 5-02-018420-9 (в пер.)
«Основы вероучения» Абу Хамида ал-Газали. Комментированный перевод с арабского С.М.Прозорова // Письменные памятники Востока, 2(5), 2006. С. 57—80.
Прозоров С.М. Научное исламоведение в России (1980-2005) // Иран сегодня, 1(6)/2006. С. 20-24.
[2005]
Прозоров С.М. «Верования арабов во времена ал-джахилии» аш-Шахрастани. Комментированный перевод с арабского // Письменные памятники Востока, 2(3), 2005. С. 25—46.
Прозоров С.М., Романов М.Г. Обзор электронных баз данных по исламу на арабском, персидском и английском языках. Выпуск 1 // Письменные памятники Востока, 1(2), 2005. С. 240—257.
[2004]
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система; Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. — М.: Вост. лит., 2004. — 471 л. — ISBN 5-02-018366-0 (в пер.).
[2003]
Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.) / А.К. Аликберов. Ответственный редактор С.М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с: ил., карты. — (Культура народов Востока : Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). — ISBN 5-02-018190-0 (в пер.).
Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Выпуск 4. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров; Указатели А. А. Хисматулин; Научный консультант О. Ф. Акимушкин [Islam in the Former Russian Empire: Encyclopaedic Lexicon. Fasc.4.] — М.: Вост. лит., 2003. — 160с:ил. — ISBN5-02-0181359-8 (в обл.).
Прозоров С.М. Изучение ислама — государственная необходимость // Интервью для периодического издания «Татарский мир» (Москва, №15 за сентябрь 2003)
Прозоров С.М., Романов М.Г. Методика извлечения и обработки информации из арабских источников (на материале историко-биографической литературы) // Oriens / Восток. № 4, 2003, 117-127.
[2001]
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 3. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров; Указатели А. А. Хисматулин; Научные консультанты: О. Ф. Акимушкин, А. Б. Халидов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 184 с: ил.
[1999]
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров; Указатели А. А. Хисматулин; Научные консультанты: О. Ф. Акимушкин, В. О. Бобровников, А. Б. Халидов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 167 с: ил.
Prozorov S.M. A unique manuscript of a biographical dictionary by a Khorezmian author // Manuscripta Orientalia. Vol. 5, № 2. June, 1999, pp. 9-17.
[1998]
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров; Указатели А. А. Хисматулин; Научные консультанты: О. Ф. Акимушкин, А. Б. Халидов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 159 с: ил. ISBN 5-02-018047-5
[1994]
ал-Багдади, ‘Абд ал-Кахир б. Тахир. Усул ад-дин фи-л-калам. («Основы религии в богословии»). Перевод с арабского и примечания С.М. Прозорова. / Хрестоматия по исламу. Составитель и ответственный редактор С.М. Прозоров. М.: Наука. ИФВЛ, 1994, 108-138.
Хрестоматия по исламу. Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. М.: Наука. ИФВЛ, 1994.
[1991]
ал-Джа‘фарийа [Прозоров С.М.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
Ислам: Историографические очерки. Под общей ред. С.М.Прозорова. [Резван Е.А. Коран и коранистика; Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература; Кныш А.Д. Суфизм] — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 228 с. ISBN 5-02-017284-7
Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
[1988]
ал-Фахри, ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер). Факсимиле рукописи. Издание текста, предисловие, краткое изложение содержания и указатели С.М.Прозорова. Ответственный редактор М.Б.Пиотровский. ППВ, LXXXIV, М., 1988.
[1987]
Прозоров С.М. К вопросу о «правоверии» в исламе: понятие ахл ас-сунна (сунниты) / Проблемы арабской культуры. М., 1987, 213-218.
[1984]
Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984.
Прозоров С.М. История ислама в средневековой исламской ересиографии // Ислам. Религия. Общество. Государство. Ответственный редакторы П.А.Грязневич, С.М.Прозоров. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1984.
Прозоров С.М. Классификация мусульманских сект по «ат-Табсир фи-д-дин» Абу-л-Музаффара ал-Исфара’ини (ум. в 471/1078 г.) / Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 102-110.
Прозоров С.М. Рукопись сочинения ал-Фахри (IX/XV в.) по истории религий в собрании ЛО ИВАН СССР / Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 102-110.
Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти / Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 204-212.
аш-Шахрастани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть 1. Ислам. Перевод с арабского, введение и комментарий С.М.Прозорова. Ответственный редактор А.Б.Халидов. ППВ, LXXV, М., 1984.
[1981]
Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики: мурджииты // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). Ответственные редакторы И.М.Смилянская, С.Х.Кямилев. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1981.
Прозоров С. М. Неизвестное сочинение по истории религий в рукописи из собрания ЛО ИВ АН СССР // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Часть II (доклады и сообщения по арабистике). М.: Наука, ГРВЛ, 1981. С. 48—54.
[1980]
Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII — середине X. Шиитская историография. ГРВЛ, М., 1980.
[1977]
Прозоров С. М. Классификация мусульманских сект по «Ат-табсир фи-д-дин» Абу-л-Музаффара ал-Исфараини (ум. в 471/1078 г.) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения) / Ответственный редактор П.А.Грязневич. Москва: ГРВЛ, 1977. С. 74—81.
[1973]
ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Перевод с арабского, исследование и комментарий С.М.Прозорова. ППВ, XLIII. М., 1973.
[1969]
Прозоров С. М. Из истории сложения имамитской традиции в шиитской ересиографии. (Вторая половина VIII — нач. X в. н.э.) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Краткое содержание докладов V годичной научной сессии ЛО ИВ АН. Май 1969 года. Л., 1969. C. 64—66.
Прозоров С. М. К вопросу об обожествлении в учениях крайних шиитов (гулат) в исламе в VIII в. н.э. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Краткое содержание докладов V годичной научной сессии ЛО ИВ АН. Май 1969 года. Л., 1969. C. 66—68.
[1967]
Прозоров С. М. Основные этапы истории ранне-шиитского движения (до установления шиитской династии бундов в Ираке в 334/945 г.) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов III годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1967 года. Ленинград, 1967. C. 61—62.
[1966]
Прозоров С. М. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем халифате // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов II годичной научной сессии ЛО ИНА. Март 1966 года. Ленинград, 1966. C. 20