Стародуб Татьяна Хамзяновна

Материал из Исламоведение
Версия от 11:48, 28 января 2019; Admin6 (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Стародуб Татьяна Хамзяновна
Стародуб Татьяна Хамзяновна
Место жительства: г. Москва
Место работы: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Гражданство: Российская Федерация
образование: МГУ им. М.В.Ломоносова
Сфера научных интересов: история искусства Ближнего и Среднего Востока, средневековое искусство стран ислама


Образование

Окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (отделение Истории искусства, Исторический факультет). Отучилась в аспирантуре НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (ныне РАХ). В 2006 году защитила в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения по теме "Эволюция типов средневековой исламской архитектуры" (17.00.04 - искусствоведение).

Сфера научных интересов

  • история искусства Ближнего и Среднего Востока
  • средневековое искусство стран ислама

Преподавательская деятельность

История искусства средневекового Ближнего и Среднего Востока (общая тема).

Профессиональная деятельность

Главный научный сотрудник Отдела зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Общественная деятельность

Знание языков

английский, арабский (ограниченно), французский (чтение).

Работы

Книги

  • Города Сирии. М.: Искусство, 1979 – совм. с Сидоровой Н.А.,.
  • «Города Марокко» /Под ред. Т. Х. Стародуб. М., НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1996. 118 с. – Совм. с Каптеревой Т.П.
  • «Традиционное искусство Востока». Терминологический словарь /совм. с Н.А.Виноградовой, Т.П.Каптеревой / Под ред. Т.Х.Стародуб. М.: Эллис Лак, 1997. 359 с.
  • «Сокровища исламской архитектуры». М.: Белый город, 2004. 454 c.
  • «Исламский мир. Художественная культура VII–XVII веков». М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2010. 254 c..
  • «Искусство Ближнего Востока: Древний Египет. Передняя Азия» // История искусства. Т. I. Древний мир. М.: Белый город, 2012. С. 34–93.
  • «Искусство мусульманского мира» // История искусства. Т. I. Средние века. М.: Белый город, 2012. С. 246–299. «Мусульманский мир. XVIII–XIX века» // История искусства. Т. II. М.: Белый город, 2013. С. 300–301.

Статьи

  • «К вопросу о датировании и атрибуции керамики с сине-чёрной росписью» // Искусство и археология Ирана. Доклады II Всесоюзной конференции (Москва, 19–23 ноября). М.: Наука, 1976. С. 206–217.
  • Искусство арабского народа Палестины. // Декоративное искусство СССР, № 7, 1980, 43–44.
  • «Иранская керамика из раскопок Старой Рязани» // Советская археология, 1983, № 2. С. 183–195. – Совм. с Даркевичем В.П.
  • «Проблема стиля иранской керамики XI–XIV веков (на материале коллекций СССР)». Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения. М., 1983.
  • «Иранская керамика с надглазурной полихромной росписью (минаи). // Музей-9, М., 1988. С. 198–206.
  • «Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия» // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сборник статей. М.: Наука, 1989. С.268–278. [0,6 а. л.]
  • «Люстровая керамика рейского типа конца XII–начала XIII веков как свидетельство культурных связей Ирана с Азербайджаном и Средней Азией» // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. М.: Наука, 1990. С.177–184.
  • «Мусульманские культовые здания в системе средневекового арабского города» // Городская художественная культура Востока. М., Государственный музей искусства народов Востока. 1990. С. 190–200.
  • «Монументальная живопись эпохи Омейядов. К вопросу о стиле» // Стиль – Образ – Время. М., 1991. С.17–33.
  • «Архитектура и градостроительство; Изобразительное и декоративное искусство» // Справочник «Сирия», М.: Наука, 1992. С. 372–394.
  • «Специфика заимствования и инокультурных связей в искусстве Арабского халифата» // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий, М.: Наука, 1994. С. 279–285.
  • «Мусульманский средневековый город (термин и архитектурное выражение)» // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995. С. 170–177.
  • «Идея города в средневековом изобразительном искусстве мусульманского Востока» // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996, с. 217–222.
  • «Пространство вне времени» // Мир психологии. М., 1999, № 4 (20), с. 203–211. [1,2 а. л.]
  • «Концепция идеального исламского города в планировке и архитектуре Хивы» // Архитектурное наследство. М., 1999, №43, с. 42–44. [0,4 а. л.]
  • «Idea of the Holy City in Medieval Muslim Panting» // The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art. Ed. Bianca Kühnel / Jewish Art. Jerusalem, 1997/98, v. 23/24. P. 378–383.
  • «Medieval Iranian Pottery» // Arts & the Islamic World. Special vol.: Treasure from Central Asia: Islamic Art objects in the State Museum of Oriental Art, Moscow. London, 1998. No. 33. P. 32–35.
  • «Проблема стиля иранской керамики 11–14 вв.» // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. 25. М., 2002. С. 249–269.
  • «Артукидская чаша в контексте изобразительной программы росписей на керамике «сельджукского» стиля» // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. М.: Институт всеобщей истории, 2003. С. 224–239.
  • «Изображение неизобразимого. О специфике арабо-мусульманского визуального искусства» // Одиссей. М.: Наука, 2003. С. 368–377.
  • «Куббат ас-Сахра в Иерусалиме как выражение исламской концепции Святого города» // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2. М., 2004. С. 75–83. –
  • «Рибат и ханака. Термин и архитектурный тип» // Культурные ценности. Cultural Values: Международный ежегодник. 2002–2003 / Отв. ред. Р.Г. Мурадов. С.-Петербург: Европейский дом, 2004 (издан в сентябре 2005). С. 89–101.
  • «Ладжвардина» // Грани творчества. Вып. II. М.: Прогресс-традиция, 2005. С. 277–293.
  • «Мечеть. Термин и архитектурный тип» // Вестник Московского университета. 13. Востоковедение. 2006. Вып. 4. С. 54–73.
  • «Реконструкция архитектурного типа раннего мусульманского дворца» // Восток. 2006, № 5. С. 23–36. [1,2 а.л.].
  • «Концепция пространства в средневековом исламском искусстве. Опыт исследования художественных памятников» // Эпохи. Стили. Направления. М., 2007. С. 509–521.
  • «Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Опыт историко-типологического исследования» // Искусствознание 1/08. С. 176–200
  • «Загадка стилевой исключительности орнаментального керамического покрова исфаханских мечетей эпохи Сефевидов // Из истории стилей. Эпохи, регионы, виды искусства» // М.: Памятники исторической мысли, 2008. С. 346–355.
  • «Ближневосточные города на путях шёлка и ладана. Петра. К вопросу о предыстории культурной общности Арабского халифата» // «Искусствознание». 3-4/2009. С. 35–74
  • «Роспись потолка Капеллы Палатина в Палермо» // Итальянский сборник. Вып. 6. М.: Памятники исторической мысли, 2011. С. 51-72.
  • Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья // Искусствознание. 3-4/2011. С. 1-38.
  • «Макамат» аль-Харири в миниатюре Ирака, Сирии и Египта XIII–XVI веков//Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. Сб. статей / Отв. Ред. Е.Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2012. С.71–90.
  • «О сходстве зданий Купола Скалы в Иерусалиме и Капеллы Карла Великого в Аахене» // Художественный мир глазами иностранцев. Впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. М.: Памятники исторической мысли. 2013. С. 47–68.
  • Искусство мусульманского мира // История искусства. Т. I. Средние века. — Т. 1. — Белый город Москва, 2012. — С. 246–299.
  • О сходстве зданий Купола Скалы в Иерусалиме и Капеллы Карла Великого в Аахене // Художественный мир глазами иностранцев. Впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. — Памятники исторической мысли Москва, 2013. — С. 47–68.
  • Мусульманский мир. xviii–xix века // История искусства. — Т. 2. — Белый город, 2013. — С. 300–301.
  • Мозаика западной галереи Мечети Омейядов в Дамаске. Проблема интерпретации // О классике и классическом. — Памятники исторической мысли Москва, 2015. — С. 294–318
  • Фолио с миниатюрой из мавзолея хорезмшаха Текеша // Искусство и архитектура Туркменистана: научные сообщения – 4. — Издательство Ылым Ашхабад, 2016. — С. 124–147.
  • Шедевры древней Пальмиры // Альманах Панорама искусств". — 2017. — № 1. — С. 96–119.
  • Фатимидские образы: будущее в прошлом. Об истоках стиля изобразительного искусства Египта эпохи Фатимидов (конец x – xii вв.) // Искусство и будущее. Художественные предвидения. — АО Первая образцовая типография Москва, 2018. — С. 266–297.
  • Праздничные парады в османской миниатюре xvi–xviii веков // Искусство Евразии. — 2018. — № 2 (9). — С. 180–192.