Джани-Заде, Тамила Махмудовна

Материал из Исламоведение
Версия от 23:27, 15 сентября 2019; Admin2 (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Джани-Заде, Тамила Махмудовна
Джани-Заде, Тамила Махмудовна
Год рождения: 1948 г.
Место рождения: г. Казань, ТАССР
Место жительства: г. Москва
Место работы: Российская академия музыки им. Гнесиных
Гражданство: Российская Федерация
образование: ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных


Образование

Окончила Казанское музыкальное училище. В 1974 г. окончила с отличием ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных.

В 1980 году окончила аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных (научный руководитель – Ф.Г.Арзаманов).

В 1984 в ГНИИ искусствознания защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Азербайджанские мугамы: проблема музыкального мышления в искусстве ‘макамат’» (научный руководитель – Ф.Г.Арзаманов).


Сфера научных интересов

Культурология, история и типология музыкальных цивилизаций, музыкальная этнография и компаративистика, музыкальная семиотика и антропология, органология,

Преподавательская деятельность

Педагогическую работу в РАМ им.Гнесиных начала с 1992 года, разработав программы новых курсов для музыковедов: «Этномузыкология» и «Музыкальные культуры народов мира». Среди тем дипломных и аспирантских работ ее учеников – темы по музыке Ирана, Ливана, Судана, Кореи, Индии, Казахстана и Западной Европы.

Профессиональная деятельность

С 1974 по 2011 Т.М. Джани-Заде работала научным сотрудником в Государственном музее музыкальной культуры им.Глинки (ныне – ВМОМК им. Глинки).

С 1989 Т.М.Джани-Заде –член Международного совета по традиционной музыке (International Council for Traditional Music, UNESCO).

Работы

  • Поэтика музыки в Исламе. К постижению ритуала и музыки в суфизме. Тело, вещь, ритуал. Институт восточных культур РГГУ. М., 1996;
  • Azerbaijanian istrumental Mugamlar’ features in the context of Islamic civilization. Maqam Traditions of Turkic Peoples. Berlin, 2006. С. 57–75;
  • Исламская музыка. Энциклопедия «Кругосвет», 2003; Проблемы развития внеевропейских музыкальных культур / Музыка. Обзорная информация. Вып. 2 / М., Информкультура, 1985. 23 с.;
  • Djani-Zade Т. Music of Azerbaijan. Garland Encyclopedia of World Music. Vol. 6. New York, 2002;
  • Музыка Исламской цивилизации / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1(30). Москва, 2003. С. 156–169;
  • Советский и цивилизационно-исламский пласты в музыкальной культуре Азербайджана / Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире. Материалы I Международной научной конференции (12–15 апреля 2017). Казань, изд. Ак Буре. С. 135–138;
  • По следам Великого шелкового пути: исламская музыкальная классика узбекской и таджикской национальных культур и сарты Русского Туркестана / Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии. К 100-летию доктора исторических наук Б.Х. Кармышевой (1916–2016). М., Изд. дом Марджани, 2018;
  • Этнический фактор в культуре Исламской цивилизации. (К вопросу о тюркской музыкальной субкультуре в исламе). Музыкальная культура в исламо-христианском контексте. Казань, 2009;
  • Dzhani-Zade T. The Current Usage of the Historical Music-Ethnographical Sources. (A Study of an Unpublished Page from the Ethnographical Collection of Middle Asian Music in the 19th Century by Military Conductor, A. Eichhorn). Historical Sources and Source Criticism. Ed.by S Ziegler // Svensk Visarkiv, 2010. С.]; The concept of radif in Azerbaijanian and Persian dastgah / Proceedings of the 5-th Meeting of the ICTM Study Group “maqam”. Samarkand, 2001. Ed. by J. Elsner and G. Jӓnichen // Berlin, 2010. P. 41–66;
  • Из музыкальной ориенталистики: Генри Джордж Фармер и его переписка с В.М. Беляевым / Альманах ГЦММК им. Глинки № 2. М., 2003. C. 23–72; Перелистывая страницы архива М.Г. Харлапа. Альманах. Вып. 4. Сборник научных трудов ВМОМК им. Глинки. М.: Композитор, 2013. С. 490–502;
  • Рефлексия понятия макам в культуре исламской цивилизации: генезис музыкального феномена / Культура и искусство № 1 (31) 2016. Москва, Nota Bene. С. 11–24;
  • Художественный канон искусства «макамат» как отражение эстетического опыта народов Ближнего и Среднего Востока / Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. М., 1988. С. 6–23;
  • Многоуровневая реализация художественного канона в исполнительской практике азербайджанских мугамов / Традиции музыкальных культур народов Ближнего и Среднего Востока и современность. М., 1987. С. 106–112;
  • Личность и канон в азербайджанских мугамах. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. М., 1987;
  • Хал-макам как принцип искусства «макамат». Суфизм в контексте мусульманской культуры. ГРВЛ. М.: Наука, 1989;
  • The Maqām-Idea by ‘Ajamīyān People and its Reflection in Musicological Researches Reported in Russian / Maqām Traditions Between Theory and Contemporary Music Making”. Proceedings of the Joint Symposium of the ICTM Study Groups Maqam and Music in the Arab World / Ankara. December 2014. Red. J. Elsner and G. Jaenichen. Istambul, 2016. P. 63–78;
  • Звукоинтонационные и ладомелодические особенности городского репертуара ’аджамских народов / Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве. Материалы Международной научной конференции. Казань, Казанская государственная консерватория, 2015. С. 120–134;
  • Природа исламской ритмики ика‘ / Музыка в контексте ислама: традиции Ирана. Ислам и музыка. Вып. 1. М.: Садра, 2018;
  • Арабский уд в музыкальной культуре Исламской цивилизации. Электронный журнал «Исследовано в России», 2002, с. 184;
  • Типология «лютен» в культуре Исламской цивилизации. Антропология культуры. Вып. 4. Институт мировой культуры МГУ. М., 2010;
  • Djani-Zade Т. Die organologische und ikonographische Gestalt der türkischen Lauten. Über das historische Zupfinstrument qupuz-i ozan. Studia instrumentorum musicae popularis XV. Stockholm, 2005;
  • Прислушайся к голосу флейты. О символике муз инструментов в исламе / Культура и время. Вып. 4 (22), 2006. С. 126–49.