Аликберов, Аликбер Калабекович

Материал из Исламоведение
Версия от 11:29, 22 сентября 2018; Admin2 (обсуждение | вклад) (Ссылки)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Аликберов, Аликбер Калабекович
Аликберов, Аликбер Калабекович
ФИО: Аликберов, Аликбер Калабекович (علی‌اکبر کالابکوویچ علی‌اکبراف)
Год рождения: 28 апреля 1964
Место рождения: Дагестан
Место жительства: Москва
Место работы: Института востоковедения РАН (заместитель директора)
Научный центр: Института востоковедения РАН
Сфера научных интересов: источниковедение и историография ислама VII—XIV вв., исламоведение[[category:люди, действующие в области история ислама; средневековые арабские рукописи и эпиграфика; теория и методология истории; древняя и средневековая история народов Восточного Кавказа и Хазарии; современный ислама]],[[:category:люди, действующие в области история ислама; средневековые арабские рукописи и эпиграфика; теория и методология истории; древняя и средневековая история народов Восточного Кавказа и Хазарии; современный ислама| история ислама; средневековые арабские рукописи и эпиграфика; теория и методология истории; древняя и средневековая история народов Восточного Кавказа и Хазарии; современный ислам]], исламское образование, проблемы религиозной политики в России, странах Центральной Азии и Кавказа.


Аликбе́р Калабе́кович Аликбе́ров (28 апреля 1964, Дагестан) — заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, основатель информационно-аналитического портала Central-Eurasia.com. Эксперт РАН. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Образование

Ученая степень

Сфера научных интересов

Преподавательская деятельность

Научная деятельность

Работы

Книги

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОНОГРАФИИ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАБОТЫ (СОСТ. И ОТВ. РЕДАКТОР)

статьи

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ТЕКСТОЛОГИЯ

На иностранных языках

  • History and Legend: Mythologizing the Image of a Saint in Islamic Tradition (the Case of Ibrāhīm b. Adham) //Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol. 23. No. 1. June 2017. Theza, St. Petersburg. P. 3–9.  
  • ‘Adja’ib al-makhluqat by Zakariya al-Qazwini (d. 682/1283): 16th-Century Illuminated Manuscript from the St.Petersburg Academic Collection. Brief Presentation. In cooperation with E.Rezvan. – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg-Helsinki, 1995. P. 67–77.
  • Genre Tabaqat in early Sufi tradition. – Actas XVI Congreso UEAI. Editores C.V. de Benito, M.A.Rodriguez. Salamanca, 1995. P. 23–30.
  • Book rewue on: “Rasa’il al-Hikma (“The Epistles of Wisdom”). Publication of the text, selected Russian translations, introduction, commentary and glossary”. Ed. by M.Rodionov and Val.Polosin. St.Petersburg, 1995 (272 p.). – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg–Helsinki, 1995. P. 87–88.
  • Ibn Abi Khazzam and his Kitab al-Makhzun: The Mamluk Military Manual. In cooperation with E.Rezvan. – Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. Vol.1. No.1. St.Petersburg–Helsinki, 1995. P. 21–28.

На русском языке

  • Арабские и османские рукописи из Восточного отдела Народной библиотеки Болгарии о процессах консолидации мусульманских общин на Балканах в XVIII-XIX вв. – О чем поведают архивы. Российско-болгарские отношения и связи. М., 2011. С. 195-205.
  • Гунойский список Дарбанд-нама. – Дагестан и Восток. Махачкала, 2008.
  • Компиляция и авторская новация в классической суфийской литературе. – Восточная Европа в древности и средневековье. XV. Автор и его текст. М., 2003. С. 3–7.
  • О протографе «Дарбанд-нама» и его авторе. – Восток: прошлое и современное народов (новые подходы и теории и методиках исследований). IV Всесоюзная конференция востоковедов. Тезисы докладов и сообщений. М., 1991. С. 63–65.
  • Источники “Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди: результаты первоначального изучения. – Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Принципы и методы изучения, оценки и использования. Махачкала, 1991. С. 66–69.
  • “Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец V/XI в.)”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1991.
  • Об авторе исторической хроники XI в. «Та’рих Баб ал-абваб ва-Ширван». – Рукописная и книжная культура в Дагестане. Махачкала, 1990. С. 119–121.
  • О некоторых особенностях зарождения и становления книжной культуры Дагестана. – Рукописная и книжная культура в Дагестане. Махачкала, 1990. С. 52–64.
  • Два арабских источника XI в. по истории суфизма в Дагестане. – Бартольдовские Чтения 1990. М., 1990. С. 9–10.

АРАБСКАЯ ЭПИГРАФИКА И ПАЛЕОГРАФИЯ

На русском языке

  • Арабские эпиграфические тексты XI–XII вв. новооткрытого мусульманского ритуально-обрядового комплекса в Дербенте (совместно с Гаджиевым М.С., Шихсаидовым А.Р.). // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. Сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука – Восточная литература, 2016. C. 798-818.
  • Эпиграфические памятники Акуша-Дарго периода сефевидской экспансии XVI–XVIII вв. – Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Под ред. А.К.Аликберова и В.О.Бобровникова. М., 2010. С. 189-201.
  • Дополнительные знаки в арабской эпиграфике Северного Кавказа. – Эпиграфика Востока. XXVIII. М., 2009. C. 3–20.
  • Арабские надписи из Дагестана X–XIII веков: Новые тексты. – Россия и арабский мир. СПб., 1994. С. 46–53.
  • Эпиграфика Северного Кавказа и некоторые проблемы изучения суфизма в регионе. – Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско–Кавказских) Чтений. 1990–1991. СПб., 1992. С. 92–93.
  • Палеографические школы в арабской эпиграфике: аспекты теории и методики изучения. – Восток: прошлое и современное народов (новые подходы и теории и методиках исследований). IV Всесоюзная конференция востоковедов. Тезисы докладов и сообщений. М., 1991. С. 65–66.
  • Надписи на сабле, датированной 473 г.х. – Письменные памятники народов Востока. М., 1990. С. 3–6.
  • О некоторых строительных надписях Южного Дагестана XI–XIII вв. – Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Махачкала, 1989. С. 171–181.
  • К классификации знаков отличия Шамиля. – Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20–50-х годах XIX в. Тезисы докладов. Махачкала, 1989. С. 134–136.
  • Основные этапы эволюции арабографического письма в Дагестане. – Тезисы докладов республиканской научной конференции «Молодежь и научно-технический прогресс». Махачкала, 1988.
  • О некоторых эпиграфических находках из Южного Дагестана. – Материалы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1986–1987 гг. Махачкала, 1988. С. 39–40.

На других языках

  • Сохибкирон шамшири. – Сирли Олам. № 7. 1991. С. 59–61 (на узбекском языке).
  • Говорящие камни. – Литературный Дагестан, 1988. № 3 (на лезгинском языке). С. 70–73.
  • Знаки отличия Шамиля и его наибов. – Литературный Дагестан, 1988. № 4 (на аварском языке).

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

  • Исторические изменения социальных функций религии (индивидуальный аспект) //Ислам в современном мире. Том 13. № 1, март 2017. С. 147-166.
  • Российское исламоведение, его предмет и место в системе гуманитарных знаний (По следам одной научной дискуссии) // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. Сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука – Восточная литература, 2016. C. 51-76.
  • Исламский взгляд на западное востоковедение. Предисл. к кн.: Ал-Вири, М. Изучение ислама на Западе. М., 2016. С. 6–21.
  • Традиция и новация в исламе XVIII–XIX вв.: некоторые методологические аспекты. – Модернизация арабского мира в контексте аналогичных процессов в России, странах Востока и Восточной Европы (начальный этап XIX – нач. XX в.). Тезисы конференции. М., 2006. C. 7-9.
  • Роль ислама в трансформации местных обществ: методологический аспект. – Трансформация Центральноазиатских обществ и региональная безопасность. М., 2005. С. 66–81.
  • От язычества к монотеизму, от монотеизма – к приоритету общечеловеческих ценностей. – Философские науки. № 3. М., 2002. С. 89–102.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ, ИСТОРИЯ ИСЛАМА

На иностранных языках

  • Atlas of Islamic Cult Places. – ECAI Congress of cultural Atlases III. Time & Space in Eurasia. М., 2007.
  • Vitalità e influenza delle confraternite e del sufismo nella regione del Caucaso – Sufismo e confraternite nell’islam contemporaneo. Il difficile equilibrio tra mistica e politica. A cura di Marietta Stepanyants. Torino: Centro di studi religiosi comparati Edoardo Agnelli, 2003. P. 161–180.
  • Islam in Russia. Projects of Encyclopedia and Atlas. In cooperation with S.Prozorov and E.Rezvan. – “Oriens”, 1994, No 3. С. 204–206.

На русском языке

  • К источникам и историческим основаниям коранического рассказа о Йа’джудже, Ма’джудже и Зу-л-Карнайне // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова. Сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука – Восточная литература, 2016. C. 279-356.
  • Кырхляр: К вопросу о могилах сподвижников Пророка в Дербенте. – Мавраевъ, №1 (6) 2015. С. 11–24.
  • Средневековый культовый комплекс Кырхляр в Дербенте: устные предания и письменные источники о сорока «мучениках за веру». – Исследования по Аравии и исламу. Сб. статей в честь 70-летия со дня рождения М. Б. Пиотровского / Отв. ред. А. В. Седов. М., 2014. С. 368–389
  • О некоторых проблемах и возможностях организации образовательного процесса в мусульманских общинах России на современном этапе. – «Ислам в России: Наука и образование». Материалы научной конференции. СПб, 2013. С. 7–15.
  • Движение за сближение мазхабов в исламе в XVIII-XIX вв. – Материалы международного семинара на тему: «Политика РФ и ИРИ в региональном контексте (ЦА, Кавказ, Ближний Восток)». М., 2011.
  • Мусульманская культура и образование в Баб ал-абвабе, Ширване и Арране в XI–XII вв. по сведениям «Му‘джам ас-сафар» Абу Тахира ас-Силафи //Дагестан и мусульманский Восток. Сб. статей. Отв ред. А.К.Аликберов и В.О.Бобровников. М., 2010. С. 61-81.
  • Суфийская этика и традиции на Кавказе на Северном Кавказе при ‘Аббасидах. На основе двух неопубликованных арабских рукописей XI-XII вв. //Международная научная конференция «Ислам: традиция и этика». Каир-Александрия, 2007.
  • Серия из 11 статей в томе I энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи». М., 2006.
  • Доктрина света в суфизме. – Arabia Vitalis. Арабский Восток, ислам и древняя Аравия. М., 2005. С. 168–176.
  • Кырхляр /ИнТБРИ. Вып. 3. М., 2001, 62-64.
  • Северный Кавказ /ИнТБРИ. Вып. 3. М., 2001, 89-95.
  • Баб ал-абваб / ИнТБРИ. Вып. 2. М., 1999, 10-13.
  • Дарпуш /ИнТБРИ. Вып. 2. М., 1999, 29-31.
  • Ал-Варрак /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 20.
  • Ал-Гада’ири /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 28.
  • Ад-Дарбанди /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 33-34.
  • Ал-Лакзи, Й. /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 63-64.
  • Ал-Лакзи, М. /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 64-65.
  • Ал-Фука‘и /ИнТБРИ. Вып. 1. М., 1998, 96.
  • Современное мусульманское возрождение на Кавказе: Особенности, тенденции и перспективы. – Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1994. С. 21–32.
  • Еще раз о так называемой «кавказской разновидности суфизма» (мюридизме). – Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20–50-х годах XIX в. Махачкала, 1994. С. 195–197.
  • Кади ал-кудат ал-Баба Ахмад ал-Гада’ири. Биографическая справка. – Материалы док. научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1990-1991 гг. Махачкала, 1992. С. 55.

Переводы

Ссылки