Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка

Материал из Исламоведение
Версия от 13:06, 19 октября 2018; Admin5 (обсуждение | вклад) (Admin5 переименовал страницу Архитектоника иранской классической музыки: смысл и его становление в [[Архитектоника иранской классическо…)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка
Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка
Название статьи: Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка
Автор: Г.Б. Шамилли
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 23
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, иранская классическая музыкафилософия, иранская классическая музыка
Вид работы: статья

Аннотация

В современной теории музыки термин «архитектоника» указывает на композиционную целостность в единстве ее структурных единиц и часто используется как синоним музыкальной формы. После появления теории музыкальной формы как процесса (Б. Асафьев), с архитектоническим аспектом музыки связываются представления о завершенной, как бы застывшей в пространственно-временном континууме музыкальной конструкции. Согласно этой теории, оба аспекта — процессуальный и архитектонический — неразрывны и взаимодополняемы. В данной статье я попыталась продемонстрировать становление макама как смысла, скрытого в грамматике музыкального языка, которая понимается как пространство «логико-смысловой грамматики» исламской культуры. Это обусловливает «частную», не сводимую к другим музыкальную логику классической иранской (и, шире, исламской) музыки на «карте» мирового музыкального искусства. Я утверждаю, что метакатегории захир ― батин «явное ― скрытое» и ’асл ― фа‘р «основа―ответвление» организовывают не только структурные единицы музыкального языка, но и феномен музыкального текста.

Выходные данные

Шамилли Г.Б. Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 486–508.