Бобровников, Владимир Олегович

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Бобровников, Владимир Олегович
Бобровников, Владимир Олегович
Место жительства: г. Санкт-Петербург
Место работы: Департамент истории, Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Гражданство: Российская Федерация
Сфера научных интересов: новая имперская история России и СССР, социальная антропология права и государства, востоковедение (ориенталистика), ислам в России, ислам, Кавказ, Средняя Азия, исламоведение.


Образование

В 1987 году окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет: Исторический факультет, специальность «История». В 1990 году окончил аспирантуру в Институте востоковедения Российской академии наук. В 1994 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Институте востоковедения РАН (специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время). Стажировки: Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению проблем ислама и современности Берлинской научной коллегии (WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

Сфера научных интересов

Специализируется в области этнологии и истории мусульман дореволюционного и советского Северного Кавказа. Занимается также арабской палеографией и эпиграфикой региона. Область научных интересов включает преобразование обычного права и народных религиозных практик горской мусульманской общины (джамаата) в контексте реформ на российском и советском Востоке, взаимоотношения востоковедения и ориентализма в России, сравнительный опыт колониальной политики и этнографии на российско-советском (Северный Кавказ) и зарубежном (Магриб) Востоке. В последнее время все большее внимание уделяет исторической компаративистике.

Преподавательская деятельность

Читает курс лекций "Кавказ в современном мире" в ВШЭ.

Профессиональная деятельность

С январь 1991 года работает в Институте востоковедения РАН, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН. С 2009 года зав. сектора Кавказа в Отделе Центральной Азии и Кавказа. Имеет опыт многолетних полевых и архивных исследований в Дагестане и Азербайджане (с осени 1992 г.). В 2017–2018 работал научным сотрудником Нидерландского института перспективных исследований в области гуманитарных и социальных наук (Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences, NIAS - KNAW) в Амстердаме (Нидерланды). с 2018, профессор Центра международных образовательных программ Школы российских исследований Департамента истории, ведущий научный сотрудник Центра исторических исследований Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Член редколлегий журналов: «Восток», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Этнографическое обозрение», «Islamology» С 2017 г.: член редсовета журнала «Islamology». С 2016 г.: член редколлегии журнала «Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность». С 2012 г.: член редколлегии журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». С 2006 г.: член редколлегии журнала «Этнографическое обозрение». С 2008 по 2014 гг.: член редсовета журнала «Pax Islamica». С 2011 по 2013 гг.: член редколлегии журнала «Tartaria Magna».

Знание языков

Английский (свободно), французский (свободно), арабский (говорит, читает рукописи, надписи), аварский (говорит, читает рукописи, со словарем), немецкий (говорит, читает, со словарем), греческий (говорит свободно), латинский (читает со словарем), грузинский (говорит, читает со словарем), нидерландский (говорит, читает со словарем).

Работы

Книги

  • Дагестан: село Хуштада / Отв. ред. и сост. Т.Ф. Сиверцева, М.Ю. Рощин, В.О. Бобровников. Сер. «Портрет восточного села» . М.: Институт востоковедения (ИВ) РАН, 1995, 238 стр. (разделы на с. 47–62, 115–131 (в соавт.), 132–144 (в соавт.). Колл. монография.
  • Бобровников В.О. Современный мир глазами феллаха (Северная Африка XIX–XX вв.). М.: ИВ РАН, 1998. 158 стр. Инд. монография.
  • Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2002, 368 стр. Инд. монография.
  • Подвижники ислама (культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе) / Отв. ред. и сост. С.Н. Абашин и В.О. Бобровников. М.: Восточная литература, 2003, 236 стр. (разделы на с. 3–17, 154–214, 315–320). Сб. статей.
  • Северный Кавказ в составе Российской империи / Отв. ред. В.О. Бобровников, И.Л. Бабич. Сер. Окраины Российской империи (Istoria rossica). М.: НЛО, 2007, 460 стр. (в основном в соавт. предисловие, гл. 1–9, 11, 13–14, приложения 4–5, библиография на с. 11–228, 250–268, 284–326, 374–407, 413–434). Учебник.
  • Татарский шамаиль: слово и образ / Отв. ред. И.Л. Алексеев, В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 112 с. Каталог выставки.
  • Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Т. I. До присоединения к России. Сер. Ислам в России и Евразии. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 239 с. (Введение, главы 1, 5 (в соавт.), 7, аннотир. библиография на с. 4–27, 89–109, 127–152, 219–231). Колл. монография.
  • Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Т. II. В царской и ранней советской России. Сер. Ислам в России и Евразии. М.: Изд. дом Марджани, 2009, 262 с. (Введение, главы 1, 3, 4 (в соавт.), 8 (в соавт.), библиография на с. 4–25, 40–78, 230–247, 251–259). Колл. монография.
  • Дагестан и мусульманский Восток / Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов и В.О. Бобровников. М.: Изд. дом Марджани, 2010, 430 с. (разделы на на с. 9–14 (в соавт.), 125–149, 202–217 (в соавт.); 218–232). Сб. статей.
  • Bobrovnikov V. Voyage au pays des Avars (Daghestan, Russie, début du XXIe siècle). Paris: Cartouche, 2011, 189 p. Инд. монография.
  • Бобровников В.О. Каталог рукописей и старопечатных книг на арабском, персидском и тюркских языках из Кабардино-Балкарии // Письменные памятники Востока, 1(2), 2005. С. 239—303.
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров; Указатели А. А. Хисматулин; Научные консультанты: О. Ф. Акимушкин, В. О. Бобровников, А. Б. Халидов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 167 с: ил.
  • Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Том I / Составитель и ответственный редактор — С.М.Прозоров; научные консультанты — О.Ф.Акимушкин, В.О.Бобровников, А.Б.Халидов; указатели — А.А.Хисматулин. M.: Восточная литература, 2006. 655 с.: ил. ISBN 5-02-018420-9 (в пер.)
  • Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5 / Составитель и ответственный редактор С.М.Прозоров. Научные консультанты О.Ф.Акимушкин, B.O.Бобровников. Указатели С.М.Прозоров, Т.Н.Сатпаева. М.: Восточная литература, 2012. 232 с.: ил.
  • Ориентализм vs. ориенталистика : сборник статей / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т востоковедения РАН ; сост.: В. О. Бобровников, С. Дж. Мири. - Москва : Садра : Фонд исслед. исламской культуры, 2016. - 439 с.; 22 см. - (Islamica & orientalistica).; ISBN 978-5-906016-88-1 : 500 экз.
  • Мусульмане в новой имперской истории: сб. статей / отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. – М.: ООО «Садра», 2017. – 424 с. – [Islamica & Orientalistica].
  • Ислам на территории бывшей Российской империи : Энциклопедический словарь. Том II / Составитель и ответственный редактор С.М. Прозоров. Научный консультант В.О.Бобровников. Указатели: С.М.Прозоров, Т.Н.Сатпаева, А.А.Хисматулин М.: Наука — Восточная литература, 2018. 645 с.: ил. ISBN 978-5-02-039811-5.

Статьи и главы коллективных монографий

  • Алжирский феллах и политическая культура (1830–1962) // Народы Азии и Африки. 1990, № 5, с. 38–48.
  • Стратегия социалистической индустриализации и судьба деревни в Алжире и Египте // Крестьянство и индустриальная цивилизация / Ред. Ю.Г. Александров, С.А. Панарин. М.: Наука, 1993, с. 248–273.
  • Традиции в жизни современных горцев: земля и люди // Азия и Африка сегодня. 1993, № 4, с. 39–41.
  • (соавт. М.Ю.Рощин) Человек, природа и общество в горном дагестанском ауле (арабский документ из села Хуштада, 1904 г.) // Восток. 1994, № 3, с. 33–44.
  • Ethnic Migration and Common Security in Post-Soviet Daghestan // CSF Newsletter. 1996, p. 4, 14.
  • The Islamic Revival and the National Question in Post-Soviet Daghestan // Religion, State and Society. 1996, vol. 24, no 2/3, p. 233–238.
  • Реконструкция этнической истории багулал по данным микротопонимики // Дагестанский лингвистический сборник. Вып. 3. 1996, c. 6–14.
  • Колхоз как хранитель исламского уклада // Ваш выбор. 1996, № 3, с. 18–23.
  • Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал) // Homo juridicus / Под ред. Н.И. Новиковой, А.Г. Осипова. М., 1997, с. 193–200.
  • Ислам и советское наследие в колхозах Северо-Западного Дагестана // Этнографическое обозрение. 1997, № 5, c. 132–142.
  • Этнические миграции и проблемы безопасности в республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. Вып. I. Тб., 1997, т. 2, с. 52–64.
  • Суд по адату в дореволюционном Дагестане (1860–1917) // Этнографическое обозрение. 1999, № 2, с. 31–45.
  • Государство и адат в советском Дагестане // Человек и право / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999, с. 165–172.
  • Islamic studies in post-Soviet Russia: in search of new approaches // ISIM Newsletter. December 1999, No. 4, p. 32.
  • The Berbers, 19th – early 20th centuries AD // Civilizational Models of Politogenesis. Ed. by D.M. Bondarenko and A.V. Korotaev. Moscow, 2000, pp. 175–190.
  • Muslim Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000, no. 1, pp. 93-104.
  • Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Вестник Евразии. 2000, № 1(8), c. 19–46.
  • Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX–XX вв. // Юридическая антропология: закон и жизнь / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000, с. 128–140.
  • Mythologizing Sharia Courts in the post-Soviet North Caucasus // ISIM Newsletter. 2000, no. 5, p. 25.
  • Советские национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана // Расы и народы. Вып. 26. М.: Наука, 2001, с. 68–95.
  • Иерархия и власть в горной дагестанской общине // Расы и народы. Вып. 26, М., 2001, с. 96–107.
  • Post-Socialist Forms of Islam: North Caucasian Wahhabis // ISIM Newsletter. 2001, no. 7, p. 29.
  • Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А.В.Малашенко и М.Б.Олкотт. М.: Московский центр Карнеги, 2001, с. 72–99.
  • Шариатские суды и правовой плюрализм в советском Дагестане // Этнографическое обозрение. 2001, № 3, с. 77–91.
  • Al-Azhar and Shari‘a Courts in Twentieth-Century Caucasus // Middle Eastern Studies. 2001, vol. 37, no. 4, p. 1–24.
  • Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия / Сост. Г.Г. Лисицына, Я.А. Гордин. СПб.: Звезда, 2001, с. 91–107.
  • Исламофобия и религиозное законодательство в постсоветском Дагестане // Этнический национализм и государственное строительство / Под ред. Ю.Г.Александрова. М., ИВ РАН – Наталис, 2001, с. 232–266.
  • Ittifaq Agreements in Daghestan in the Eighteenth – Nineteenth Centuries // Manuscripta orientalia. 2002, vol. 8, no. 4, pp. 21–27.
  • Социально-правовая лексика восточного происхождения из дагестанских рукописей и надписей XIV–XX вв. // Кавказоведение. 2002, № 2, с. 106–119.
  • Современное дагестанское село // Народы Дагестана / Отв. ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. Сер. «Народы и культуры». М.: Наука, 2002, с. 90–105.
  • Записка «Об устройстве судебного быта мусульман» (1863–1864 гг.) / Публ. В.О.Бобровникова // Сборник Русского исторического общества. Т. 7. М., 2003. с. 108–140.
  • Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России / Отв. ред. И.Л.Бабич. Вып. 2. М., 2004, с. 150–165.
  • Rural Muslim’s Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: the Case of Daghestan // The Caspian Region. Vol. II. The Caucasus / Ed. by M. Gammer. L., N.Y.: Routledge, 2004, p. 179–197.
  • Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Ab imperio. 2004, № 3, с. 563–593.
  • Аварские нисбы Северного Дагестана XVIII–XX вв. как историко-лингвистический источник // Кавказоведение. 2004, № 4, с. 151–170.
  • Северный Кавказ и Закавказье в конце XVIII – начале XIX в. Северный Кавказ и Закавказье в 1840–1870-х годах. Культурно-политическое развитие Северного Кавказа и Закавказья. Революция 1905–1907 гг. // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 1. М.: Восточная литература, 2004, ч. I, гл. 6, ч. II, гл. 5, с. 140–149, 412–422. Кн. 2. М., 2005, ч. IV, гл. 5, с. 361–366.
  • The Beslan Massacre // ISIM Review. 2005, no. 15, p. 13.
  • Каталог рукописей и старопечатных книг на арабском, персидском и тюркских языках из Кабардино-Балкарии // Письменные памятники Востока. М., 2005, вып. 1(2), c. 239–303.
  • Verbrechen und Brauchtum zwishen islamischem und imperialem Recht: Zum Entzauberung des işkîl im Daghestan des 17. bis 19. Jahrhunderts // Rechtspluralismus in der Islamischen Welt / Hrsg. von M.Kemper, M.Reinkowski. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2005, S. 297–315.
  • Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. // Азиатская Россия: люди и структуры империи. К 50-летию профессора А.В. Ремнева. Омск, 2005, с. 23–42.
  • Этноцентризм социального законодательства в постсоветском Дагестане // Страны СНГ: социальная политика государства и ее результаты / Отв. ред. А.Р. Вяткин. М.: Наталис, 2005, с. 86–117.
  • Обычай как юридическая фикция: «традиционный ислам» в современном дагестанском законодательстве // Исторические записки. Вып. 8. М.: Наука, 2005, с. 238–252.
  • К чему пришла Россия в Дагестане? // Аналитические записки. Вып. 15, 2005, с. 15–24.
  • Les lieux saints des clans routouls: pratiques religieuses hybrides chez les musulmans daghestanais // Revue d’études comparatives Est-Ouest. 2005, vol. 36, no. 4, p. 157–183.
  • Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана // Религиозные практики в современной России. Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. Сер. «Новые материалы и исследования по истории русской культуры». 03. М.: Новое издательство, 2006, с.236–253.
  • «Горское хищничество» в теории и практике российского ориентализма на Северном Кавказе XIX в. // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия / Отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2006, с. 367–383.
  • Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) / Публ. В.О.Бобровникова, Д.Ю.Арапова // Кавказский сборник. Т. 3. М., 2006, с. 186–202.
  • Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение. 2006, № 2, с. 3–9.
  • Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia. Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917 / Ed. by D. Lieven. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, p. 202–223.
  • Religion und Kultur in Dagestan: von der sozialistischen zur islamischen Revolution? // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. 2006, no. 9, S. 14–20.
  • Die Wahhabiten im Nordkaukasus: Ängste und Realitäten // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. Bremen. no. 9, S. 21–23.
  • Ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв.: обычай или преступление на южных границах Российской империи? // Восток, 2006, № 2, с. 5–17.
  • «С того, кто взял ишкиль...» Документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН о кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв. // Отечественные архивы. 2006, № 5, с. 85–99.
  • Abu Muslim in Islamic History and Mythology of the Northern Caucasus // Daghestan and the World of Islam / Ed. by M.Gammer and D.J.Wasserstein. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2006, p. 23–44.
  • ‘Traditionalist’ Versus ‘Islamist’ Identities in a Daghestani Collective Farm // Central Asian Survey. 2006, vol. 25, no. 3, p. 287–302.
  • Преступность и власть в этнополитическом контексте российского фронтира (Дагестан) // Этнокультурное взаимодействие в Евразии / Под ред. А.П.Деревянко, В.И.Молодина, В.А.Тишкова. Кн. 2. М.: Наука, 2006, c. 238–245.
  • (соавт. В.А. Дмитриев, Ю.Ю. Карпов) Деревянная утварь аваро-андо-цезских народов Дагестана: поставцы, сосуды, мерки // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник МАЭ. Т. LII. СПБ.: Наука, 2006, с. 5–51.
  • «Малый Дагестан» под Стамбулом: дагестанские суфии и святые места в Турции // Turcica et ottomanica. Сборник статей к 70-летию професора М.С.Мейера. М.: Восточная литература, 2006, с. 150–163.
  • The “Islamic Revival” in Daghestan Twenty Years Later // Central Asia and the Caucasus. 2007, No. 2 (44), p. 142–152.
  • The Islamic Revival in a Daghestani Kolkhoz: between local Traditions and external Influences // Religion et politique dans le Caucase post-soviétique. Sous la direction de Bayram Balci et Raoul Motika. Paris: Maisonneuve & Larose, 2007. pp. 163–182.
  • Bandits and the State: Designing a “Traditional” Culture of Violence in the Russian Caucasus // Russian Empire: Space, People, Power, 1700–1930 / Ed. by Jane Burbank, Mark von Hagen, and Anatolyi Remnev. Bloomington, Indiana University Press, 2007, p. 239–267.
  • Soveticum vs. islamicum? некоторые итоги и перспективы изучения ислама в современной России // Вестник Евразии. 2007, № 3, с.8–21.
  • Арабская эпиграфика XVI–XX вв. об исламизации горцев Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. Вып. II, 2008, с. 44–67.
  • Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Ab imperio. 2008, № 4, с. 313–333.
  • «Исламское возрождение» в Дагестане пятнадцать лет спустя // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 1. Махачкала, 2008, с. 49–60.
  • Muslim Custom versus Socialist Law: Discourse on Shari‘a Courts in Postrevolutionary Daghestan: // Islam and Sufism in Daghestan / Ed. by Moshe Gammer. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2009, p. 101–129.
  • (coauthors Amir Navruzov and Shamil Shikhaliev) Islamic Education in Soviet and post-Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and its Successor States / Ed. by Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. L., N.Y.: Routledge, 2010, p. 107–167.
  • Мухаджирство в «демографических войнах» России и Турции // Восток. 2010, № 2, с. 67–78.
  • Русский Кавказ и французский Алжир: случайное сходство или обмен опытом колониального строительства? // Imperium inter pares. Роль трансферов и истории Российской империи (1700–1917) / Под ред. Мартин Ауст, Рикарда Вульпиус, Алексей Миллер. М.: НЛО, 2010, с. 182–209.
  • Историк джихада Хаджи-‘Али Чохский: опыт критической биографии // Ученые записки Института истории культур. Вып. 1. М., 2010, с. 71–93.
  • (соавт. И.В. Зайцев) Потомки Пророка и воители за веру в политической истории Дагестана XVIII – первой трети XIX века // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках: сборник статей к 100-летию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова / Сост. и отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010, с. 76–90.
  • (соавт. И.В. Зайцев) Письмо чеченцев Льву Толстому (1905 г.) Четки. 2010, № 3, с. 103–110.
  • Catalogue of Manuscripts and Old Printed Books in Arabic, Persian and Turkic Languages from Kabardino-Balkaria // Manuscripta orientalia. 2010, vol. 16, no. 1, pp. 13–64.
  • Waqf Endowments in Daghestani Village Communities From the 1917 Revolution to the Collectivization. // Die Welt des Islams. 2010, vol. 50, nrs. 3–4. p. 477–502.
  • The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by Michael Kemper and Stephan Conermann. London, New York: Routledge: Central Asian Series, 2011, p. 66–85.
  • Насилие и власть в исторической памяти мусульманского пограничья (к новой интерпретации «Песни о Хочбаре» // Империя в зеркале исторической памяти / Ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М.: Новое издательство, 2011, с. 297–327.
  • “Ordinary Wahhabism” vs. “Ordinary Sufism”? Filming Islam for Post-Soviet Muslim Young People // Religion, State and Society, 2011, Vol. 39, Nos. 2/3, p. 281–301.
  • Исламский призыв (да‘ва) на Кавказе XXI в. средствами кино: попытка дискурсивного анализа // Восток, 2011, № 4, с. 46–64.
  • Крымская война на русском Кавказе: идеология фронтира и дискурс мусульманского сопротивления // The Crimean War, 1853–1856. Colonial Skirmish or Rehearsal for World War? Empires, Nations, and Individuals / Ed. by J. W. Borejsza. Warsaw: Wydawnictwo Neriton, Instytut Historii PAN, 2011, p. 299–332.
  • Создание мусульманского духовенства в России (кавказско-поволжские параллели) // Pax islamica. 2011, № 2, с. 108–125.
  • Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. 2011, № 5. С. 90–94.
  • From Collective Farm to Islamic Museum? Deconstructing the Narrative of Highlander Traditions in Dagestan // Exploring the Edge of Empire. Socialist Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia / Ed. by Florian Mühlfried and Sergei Sokolovsky. Berlin, Münster, Wien, Zürich. London: LIT. Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Vol. 25. Ch. 6, 2012, p. 99–117.
  • Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) // «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода / Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле. Т. II. М.: НЛО, 2012, с. 259–291.