Ибн Халдун и его «новая наука»

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Ибн Халдун и его «новая наука»
Ибн Халдун и его «новая наука»
Название статьи: Ибн Халдун и его «новая наука»
Автор: А.В. Смирнов
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 21
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Ибн Халдунфилософия, Ибн Халдун
Вид работы: статья

Аннотация

Статья представляет собой авторизированный английский перевод одноименной работы на русском языке, опубликованной в 2008 г. Автору представляется, что трудность, с которой сталкиваются исследователи при попытке определить характер взглядов Ибн Халдуна, носит методологический и фундаментальный характер. Подавляющее большинство исследований об Ибн Халдуне построены как сравнение ибн-халдуновского учения с хронологически более поздними теориями западных авторов. Однако, как правило, не находится параллели для целостного учения: в зеркале европейской нововременной науки можно увидеть лишь аспекты ибн-халдуновских построений, но никак не их единый образ. Сравнивая арабского мыслителя с основателями или представителями тех или иных отдельных европейских наук, исследователи не могут найти в его идеях (рассматриваемых в зеркале европейской науки) то, что связывало бы воедино эти — как будто разные и независимые — направления мысли. В действительности наука, которую основал Ибн Халдун, является единой наукой, предметом которой является ‘умран ал-‘алам («обустроенность мира»). В своем развитии эта обустроенность показана Ибн Халдуном как «ветвление» (тафри‘), т.е. образование фар‘ «ветви» от ’асл «основы». Именно в своей методологии созданная Ибн Халдуном наука не совпадает ни с каким «аналогом», который мы могли бы обнаружить в западной мысли, потому что процедуры противоположения и нахождения единства противополагаемого и соотнесения целого с частью в арабо-мусульманской и западной культурах не сводимы друг к другу. Находимое сходство, таким образом, ограничивается отдельными тезисами, тогда как логика их связи опирается на методологию, которая отличает ибн-халдуновскую (как и в целом классическую арабскую) мысль от западной.

Выходные данные

Andrey Smirnov. Ibn Khaldūn and His ‘New Science’ // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 217–237.