Категория:Статьи
Страницы в категории «Статьи»
Показано 200 страниц из 269, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)«
- «Восстание» против Авиценны? Ас-Сухраварди и Абу ал-Баракат о «платоновских формах» и «господах родов»
- «Друзский катехизис» (предисловие, подготовка критического текста и комментарии Ф.О. Нофала)
- «Запад и ислам?»: переосмысляя понятия «ориентализм» и «окцидентализм»
- «Западный изгнанник» Сухраварди как художественная проза
- «Йеменская мудрость» Мира Дамада: разновидность платонизма?
- «Китаб-и Мигляте»
- «Культура неоднозначности»
- «Моя страсть — к молнии и ее сверканию»: размышления о Востоке и Западе в контексте учения Ибн ‘Арабӣ
- «О знании числа божественных тайн, что достаются свидетельствующему при предстоянии напротив Бога». Фрагменты из «Мекканских откровений»
- «Он не является ни в толкованиях, ни в свойствах»: Ибн Сӣна̄ и Фарӣд ад-Дӣн ‘Атта̄р о богопознании
- «Очевидная Истина» Махмуда Шабистари. Знакомство с одним из малых прозаических трактатов
- «Парадокс лжеца» в ширазской философской школе
- «Первоосновность света» Сухраварди и «первоосновность бытия» Муллы Садры: от «сущего» к «объективным световым истинам»
- «Печать святости» в мысли Ибн ал-‘Араби
- «Раушанаи-нама» («Книга просветления»). Вступление. Глава в назидание. Бейты 1–162
- «Трансцендентная философия» Садр ад-Дина аш-Ширази
- «Умное тело»: телесность в трактатах Шамс ад-Дина ад-Дайлами
- «Это расставание между тобой и Мной». Памяти Яниса Эшотса
А
- Абд ал-Карим Суруш: колеблющийся рационалист
- Абу Наср ал-Кушайри и его Китāб аш-Шавāхид ва-л-амсāл
- Абу Хатим Рази и его А‘лам ан-нубувва
- Азербайджанская школа и ее место в исламской философской традиции
- Ал-бирр ва л-Исм (Благочестие и грех): возможное влияние ал-Фараби на молодого Ибн Сину
- Ал-Газали и Юм о причинности
- Ал-Кинди. О природе души. Три сочинения из «Трактатов ал-Кинди»
- Ал-Фараби, или Счастливый брак между философией и логикой
- Александр как символ сердца у Абд ар-Раззака Кашани
- Аллегория двух островов в Раса’ил Ихван ас-Сафа’: обзор философских метафор и литературных мотивов
- Ангел и возможность согласно Сухраварди и Кирмани
- Античные философские теории зрения и их место в мысли ал-Фараби
- Арабо-латинский вопрос
- Аристотель ал-Фараби и его влияние на европейское Возрождение
- Архитектоника иранской классической музыки: грамматика музыкальной речи как картина мира
- Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте грамматики музыкального языка
- Архитектоника мусульманской этики
- Ас-Сиджистани и его Китаб ал-макалид ал-малакутиййа
- Атрибуты Бога согласно фальсафе
Б
- Биологическая метафора для обозначения логического следствия
- Биоэтика, ее принципы и критический анализ
- Бог и его Бог: друзское толкование формулы из никейского символа веры
- Бог Ибн ‘Араби, Бог Экхарта: Бог философов или Бог религии?
- Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн ‘Араби
- Божественная любовь в мистической поэзии Шамс ад-Дӣна Зāкӣ на персидском языке
- Божественная справедливость согласно Саиду Нурси и Муртазе Мутаххари
- Большой Комментарий к сочинению Аристотеля «О Душе» (фрагмент)
- Борьба идей в средневековом исламе: теология и философия
- Был ли Хадж Мулла Хади Сабзавари неосадринцем?
- Бытие в экзистенциализме и учении Муллы Садры
- Бытие и процесс: как образовать арабский разум?
В
- Вахдат ал-вуджуд в Индии
- Введение в логику. Отрывок
- Вдохновили ли «Братья чистоты» Ибн Туфейля написать его трактат Хайй ибн Йакзāн?
- Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ
- Виды государства согласно учению «Братьев чистоты»
- Власть слов, или Философия языка ал-Фараби
- Влияние Ибн аль-‘Араби и концепции вахдат-и вуджуд на Сеййида Нигари
- Влияние Ибн ‘Араби на азербайджанский суфизм и буквенный и числовой символизм в творчестве Сеййида Йахйа Бакуви
- Внутренняя война и мир у Ибн Араби
- Возвращаясь к эпистемологии Ибн Туфайла
- Воззрения Гийас ад-Дӣна Даштакӣ на Мир Образа (‘āлам ал-мисāл), изложенные в его Ишрāк Шавāкил ан-нȳр
- Возможна ли процессуальная логика?
- Возникновение шиитской философии в позднетимуридском и раннесефевидском Иране: Сеййид Садр ад-Дӣн Даштакӣ (ум. 903/1498) и его ученики
- Воскрешение раннего исмаилитского мифа в Йемене XII в.
- Восхождение к Богу и возвращение к Нему в исламском мистицизме
- Врач снов: культ святых и исцеление сновидениями у мусульман Деккана
- Время и временное
- Вступление к Рахик-и махтум
- Вторичная причинность и промысл у Авиценны
Д
Е
Ж
З
- Забота о жизни в средневековой исламской мысли: логико-смысловой подход
- Заметки о концептуализации суфийских терминов макам и хал в поэме Фарид ад-Дина ‘Аттара «Язык птиц» (Мантик ат-тайр)
- Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема национальной и культурной идентичности в условиях глобализации
- Зло в онтологии Туси
И
- Ибн ал-‘Араби и теория единства бытия
- Ибн Араби в «Комментарии к сорока хадисам» Кунави
- Ибн Араби и аристотелевская логика
- Ибн Араби и Махмуд Шабистари: два подхода к решению проблемы соотношения единого и множественного
- Ибн Халдун и его «новая наука»
- Ибн ‘Араби в поэзии Физули
- Имадовы скрижали
- Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами
- Иранская школа философского исмаилизма
- Ислам и исламоведение: теолого-методологическая перспектива
- Ислам и мусульманские меньшинства в Европе: противостояние правовых культур
- Ислам и требования времени с точки зрения Муртазы Мутаххари
- Исмаилитское решение проблемы поклонения неведомому, неоплатоническому Богу
- Использование ал-Газали авиценновских текстов в его Макāсид ал-фалāсифа
- Исследования классической исламской философии в России в 1990-х годах и начале XXI века
- Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари
- Истоки исмаилизма
- Ихван ас-Сафа’: между ал-Кинди и ал-Фараби
К
- К вопросу о понятии ахль аль-бейт у Ибн аль-‘Араби
- Каламское опровержение антропоморфизма
- Китāб ал-кашф Псевдо-Джа‘фара б. Мансура ал-Йамана как источник по раннему исмаилизму
- Китаб ал-мавакиф
- Китаб ал-мавакиф (фрагменты)
- Ключ к сокрытому (Мифтāх ал-гайб). Отрывок
- Ключевые аспекты учения о «Воздвижнике» (Ка’им) согласно Насир-и Хусраву
- Книга о Воскресении (предисловие и подготовка текста Ф.О. Нофала).
- Книга о религиях и религиозно-философских учениях
- Книга о религиях и религиозно-философских учениях. Часть вторая. Древние религии и верования
- Книга услады и развлечения. Восьмая ночь. Диалог логика с грамматиком (в сокращении)
- Комментарий Ибн Баджи к De anima Аристотеля: его место в корпусе трудов философа
- Комментарий к первой главе «Гемм мудрости» Ибн ал-‘Араби
- Коннотации понятия «завеса», или как еще проявляется парадоксальность завесы в суфизме (на примере «Китаб ал-мухатабат» Ниффари)
- Контроверсии по поводу роли воображения: Ибн аль-‘Араби и кубравиты
- Концептуальный, пропозиционный и систематический анализ воззрений ал-Фараби на индивидуацию
- Концепция времени у Ибн Араби
- Концепция души Авиценны: заметки об ее эпистемологическом статусе и метафизической основе
- Концепция эпистемологического разрыва у аль-Джабири
- Космология Мухаммадовой истины
- Критика разума у Ибн аль-‘Араби: познание Бога между очищением и уподоблением
- Критический анализ воззрений Ибн Сины на дискретное и непрерывное воображение
- Критический анализ воззрений Мударриса Зунузи на телесное воскресение
- Критическое издание трактата Сеййида Мухаммада Нурбахша Рисала-йи ми‘раджиййа
- Критическое сопоставление взглядов Ибн Сины и Ибн Рушда на чтойность и бытие
- Круг света согласно Ибн ал-‘Араби
М
- Макс Вебер и мировое историческое значение монотеизма
- Медицина и музыка в философии Абу Насра ал-Фараби
- Меняющиеся лики авиценнизма в сефевидскую эпоху и вызов Садры
- Место природы в арабо-исламской культуре
- Место человека в философии Сухраварди
- Метавременное возникновение
- Метафизика свидетельствования, или Учение Плотина о пути любви, ведущем к высшему благу
- Методология Шейха озарения
- Мир Воображения
- Мир Дамад — читатель Платона: возвращаясь к вопросу о креационизме и идеализме Платона
- Мистическая любовь (махабба) как элемент духовного пути согласно ранним суфиям
- Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути (ат-тарӣка)
- Мистическое толкование Корана: странствие от внешнего к внутреннему
- Многозначность единства бытия у Джелал ад-Дина Руми
- Мудрость озарения (Хикмат ал-ишрак)
- Муллā Мухсин Файд Кāшāни — философ или ахбāрū
- Мулла Али Нури как толкователь учения Муллы Садры
- Мулла Садра в интерпретации Анри Корбена
- Мулла Садра и «Теология Аристотеля»
- Мулла Садра об «умственном»: монистическое понимание умственного бытия
- Мулла Шамса Гилани и его «Трактат о возникновении мира»
- Мунис ал-‘ушшак Сухраварди и его влияние на персидскую литературу
Н
- На пути к феноменологическому исламоведению
- Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā о суфийском уединении: Рисāла фӣ л-халва
- Нарциссизм и творение: Рузбихан и Шабистари
- Начала философии (отрывок)
- Не-место: размышления о месте, ориентации и отсутствии упроченности в учении Ибн ‘Арабӣ
- Недавно обнаруженный документ, подтверждающий влияние Абу ал-Хасана Кашани на воззрения Муллы Садры на умственное бытие вещей
- Некоторые аспекты жизни и творчества Насир ад-Дина Туси
- Некоторые аспекты парадокса подобия божественного и человеческого в истории мусульманской религиозной мысли
- Необходимость теофании: Ибн Араби и Шеллинг
- Неокалам и современная философия науки: союз или конфронтация?
- Несколько слов о Мир Дамаде
- Несколько слов об образе храма в произведениях Шихаб ад-Дина Сухраварди
- Новые политические принципы и «совершенный город» Фараби
О
- О важности междисциплинарного взаимодействия в изучении развития мусульманского Востока
- О знании числа божественных тайн, что достаются свидетельствующему при предстоянии напротив Бога. Фрагменты из «Мекканских откровений»
- О науке истории и природе государства и общества. Фрагменты из сочинения «Тарих-и На‘има»
- О науке истории и прошлом и настоящем народов Евразии
- Обоснование бытия Бога и его единства в каламе
- Образ ал-Ка’има в творчестве ал-Му’аййада: комментарий на Хутбат ал-байан?
- Общие принципы фикха как юридическое выражение этических ценностей ислама
- Определение и предмет метафизики согласно Ибн Сине с точки зрения влияния на него трактата Фараби «О целях метафизики»
- Определение и применение риторики согласно Didascalia in Rethoricam Aristotilis ex glosa Alpharabii
- Опровержение и концептуальный анализ в метафизической части «Указаний и наставлений» (наматы 4 и 5)
- Опыт прочтения Уайтхеда в контексте Ибн Араби
- Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани
П
- Первейшие речи об избранных учениях. Раздел третий: о тонких материях (предисловие, перевод с арабского и комментарии Ф.О. Нофала)
- Первоосновность бытия и относительность чтойности в учении Муллы Садры
- Первые главы философской поэмы Махмуда Шабистари «Цветник тайны» как концептуальная основа произведения
- Перевод как изготовление значения: несколько слов о названии «Истории» Ибн Халдуна
- Перспективы исследования идей ал-Мух̣а̄сибӣ в актуальной историографии раннего суфизма
- Платонизм в сефевидском Иране: Мир Дамад и Агаджани о платонических формах
- Плотин и единство бытия
- Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази
- Понимание человеком задач и целей религии согласно Сеййиду Хайдару Амули
- Понятие категории в «Китаб ал-хуруф» Фараби
- Понятие света в исмаилитской философии
- Понятия возможного и необходимого в творчестве Махмуда Шабистари
- Посмертная судьба несовершенных душ, согласно Фараби
- Права человека в диалоге исламской и западной правовых культур
- Правила богопоклонения
- Предварительные замечания о мусульманской этике в китайском контексте
- Преследование Айн ал-Кудата Хамадани в Багдаде, или Ссылка души
- Престольная Мудрость (ал-Хикма ал-‘аршиййа). Отрывок
- Припасы для странника, идущего по духовной тропе к Бытию
- Природа, общество, Бог: религиозно-философская концепция Кама̄ла Йӯсуфа ал-Х̣ а̄джа
- Причины и доказательства разногласий Ахмада Ахса’и с воззрениями Мухйи ад-Дина Ибн ал-‘Араби
- Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма
- Проблески (Ӣмāд̣āт)
- Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Богу