Сухравардийское царство воображаемого

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Сухравардийское царство воображаемого
Сухравардийское царство воображаемого
Название статьи: Сухравардийское царство воображаемого
Автор: Роксана Маркот
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 12
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Сухравардифилософия, Сухраварди
Вид работы: статья

Аннотация

Шихаб ад-Дин Сухраварди выдвинул положение о «воображаемом» мире (mundus imaginalis, согласно терминологии Анри Корбена) на полвека раньше Ибн ‘Араби. Это нововведение было продиктовано необходимостью предложить решение ряда онтологических и эсхатологических вопросов. В его Хикмат ал-ишрак этот мир называется «миром светлых и мрачных подвешенных форм» или «миром отделенных от материи подобий». Именно в нем имеет место воскресение (=воссоздание) подобий и осуществление предсказанного в пророчествах. Этот мир является своего рода посредником между нематериальным миром света и физическим миром мрака. Подвешенные формы имеют двоякий статус. В одном аспекте они, как представляется, соответствуют перипатетическим формам, схватываемым частными человеческими душами. В другом, эсхатологическом, аспекте они являются залогом загробного счастья или страдания души. Однако для своего проявления в потустороннем мире эти формы нуждаются в некотором физическом месте проявления, поскольку без последнего, согласно принципам перипатетической философии, невозможна их индивидуация. Ссылаясь на трактат «Однажды с группой суфиев» («Рузи ба джама‘ат-и суфийан»), автор предполагает, что Сухраварди склонялся к тому, чтобы локализировать его в сфере Замхарира.

Выходные данные

Roxanne D. Marcotte. Suhrawardi’s Realm of the Imaginal // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 68–79.