Архитектоника мусульманской этики — различия между версиями
Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак_1.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = Арх…») |
Admin5 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
}} | }} | ||
==Аннотация== | ==Аннотация== | ||
− | + | Исламскую этику можно назвать «исламской» по двум причинам: 1) потому что она основана на авторитетных исламских текстах (Коран, Сунна и произведения мусульманских ученых); 2) потому, что имеет архитектонику, характерную для арабо-мусульманской культуры. Именно второе, а не первое обстоятельство делает мусульманскую этику органичной частью этой культуры, выстроенной в соотвествии с теми же логико-смысловыми принципами, в соответствии с которыми выстроены другие ее сегменты Слово «архитектоника» понимается и употребляется в том же смысле, в каком его использовал Кант. Архитектоника ― это некие силовые линии, вдоль которых движется мысль и которые определяют целостное строение той системы знания, о которой мы говорим. В случае исламской культуры эти силовые линии выходят из двух «полюсов», или метакатегории - захир («внешний» или «явный») и батин («внутренний» или «скрытый»). Эти две полярные концепции неразделимы: вместо того, чтобы отрицать друг друга, они предполагают - или даже требуют - существование друг друга. Что еще более важно, в этой паре понятий никто не управляет другой (как это имеет место в паре «явление – сущность» в европейской мысли). Связь между захир и батин устанавливается и поддерживается третьей концепцией - концепцией процесса их перехода друг в друга. Что касается исламской этики, я идентифицирую батин как нийя («намерение»), хал («состояние») или хулук («врожденное расположение»); захир – как фиʻл («Действие») и процесс, который их соединяет - как амал («поступок»). | |
==Выходные данные== | ==Выходные данные== | ||
Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 169-192. | Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 169-192. |
Текущая версия на 12:58, 19 октября 2018
Архитектоника мусульманской этики |
---|
Название статьи: Архитектоника мусульманской этики |
Автор: А.В. Смирнов |
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии |
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры |
Год издания: 2010 |
Номер журнала: 1 |
Количество страниц: 24 |
Язык статьи: русский |
Месть издания: Москва, Россия |
Тематика: философия, этикафилософия, этика |
Вид работы: статья |
Аннотация
Исламскую этику можно назвать «исламской» по двум причинам: 1) потому что она основана на авторитетных исламских текстах (Коран, Сунна и произведения мусульманских ученых); 2) потому, что имеет архитектонику, характерную для арабо-мусульманской культуры. Именно второе, а не первое обстоятельство делает мусульманскую этику органичной частью этой культуры, выстроенной в соотвествии с теми же логико-смысловыми принципами, в соответствии с которыми выстроены другие ее сегменты Слово «архитектоника» понимается и употребляется в том же смысле, в каком его использовал Кант. Архитектоника ― это некие силовые линии, вдоль которых движется мысль и которые определяют целостное строение той системы знания, о которой мы говорим. В случае исламской культуры эти силовые линии выходят из двух «полюсов», или метакатегории - захир («внешний» или «явный») и батин («внутренний» или «скрытый»). Эти две полярные концепции неразделимы: вместо того, чтобы отрицать друг друга, они предполагают - или даже требуют - существование друг друга. Что еще более важно, в этой паре понятий никто не управляет другой (как это имеет место в паре «явление – сущность» в европейской мысли). Связь между захир и батин устанавливается и поддерживается третьей концепцией - концепцией процесса их перехода друг в друга. Что касается исламской этики, я идентифицирую батин как нийя («намерение»), хал («состояние») или хулук («врожденное расположение»); захир – как фиʻл («Действие») и процесс, который их соединяет - как амал («поступок»).
Выходные данные
Смирнов А.В. Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 169-192.