В поисках основания знания — различия между версиями

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак_1.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = В п…»)
 
 
Строка 12: Строка 12:
 
  | Со страницы = 118
 
  | Со страницы = 118
 
  | на страницу = 131
 
  | на страницу = 131
  | Язык статьи = русский
+
  | Язык статьи = английский
 
  | Месть издания = Москва, Россия
 
  | Месть издания = Москва, Россия
 
  | Ключевые слова =  
 
  | Ключевые слова =  
Строка 24: Строка 24:
 
Однако остается без ответа главный вопрос — вопрос о ценности и истинности самых очевидно истинных (в особенности изначально истинных) высказываний. Иными словами, на чем зиждется их очевидность и наша уверенность в их соответствии действительности? Основываясь на выдвинутом Табатабаи положении о сводимости всего формального знания к знанию присутствия, мы утверждаем, что понятия, образующие очевидно истинные высказывания, суть производные знания присутствия. Не являясь чтойностными понятиями (первычными умопостигаемыми), они не получены посредством чувственного постижения и поэтому не могут быть ложными или пониматься неверно.  
 
Однако остается без ответа главный вопрос — вопрос о ценности и истинности самых очевидно истинных (в особенности изначально истинных) высказываний. Иными словами, на чем зиждется их очевидность и наша уверенность в их соответствии действительности? Основываясь на выдвинутом Табатабаи положении о сводимости всего формального знания к знанию присутствия, мы утверждаем, что понятия, образующие очевидно истинные высказывания, суть производные знания присутствия. Не являясь чтойностными понятиями (первычными умопостигаемыми), они не получены посредством чувственного постижения и поэтому не могут быть ложными или пониматься неверно.  
 
==Выходные данные==
 
==Выходные данные==
Мисбах Мухаммад Таги. В поисках основания знания // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 61-79.
+
Muhammad Taqi Misbah. On the Lookout for the Bedrock of Knowledge // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 61-79.

Текущая версия на 13:16, 16 августа 2018

В поисках основания знания
В поисках основания знания
Название статьи: В поисках основания знания
Автор: Мухаммад Таги Мисбах
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 14
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

В чем заключается сущностное различие между различными видами человеческого знания, почему некоторые из этих видов безошибочны и несомненны, а другие — подвержены ошибке и сомнению и как отличить первый вид от второго? Обозначенную в этом вопросе проблему принято называть проблемой ценности знания (арзиш-и ма‘рифат). Она является сердцевиной теории знания. Ценность знания определяется его способностью снабдить нас точной картиной действительности и мерой его соответствия последней.Ключевой проблемой теории знания является вопрос о том, способен ли человек в принципе открывать факты и познавать истины, а если да, то каким образом, и как можно отличить верное понимание от ложной иллюзии. Вслед за Аристотелем, мусульманские логики и философы разделили знание на очевидно (=явно) истинное и доказательное (спекулятивное). Эпистемная ценность второго зависит от первого, поэтому очевидно истинные высказывания являются основой доказательного знания. Следовательно, если посылками доказательства являются очевидно истинные высказывания, то заключение обладает абсолютной достоверностью. Однако остается без ответа главный вопрос — вопрос о ценности и истинности самых очевидно истинных (в особенности изначально истинных) высказываний. Иными словами, на чем зиждется их очевидность и наша уверенность в их соответствии действительности? Основываясь на выдвинутом Табатабаи положении о сводимости всего формального знания к знанию присутствия, мы утверждаем, что понятия, образующие очевидно истинные высказывания, суть производные знания присутствия. Не являясь чтойностными понятиями (первычными умопостигаемыми), они не получены посредством чувственного постижения и поэтому не могут быть ложными или пониматься неверно.

Выходные данные

Muhammad Taqi Misbah. On the Lookout for the Bedrock of Knowledge // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 61-79.