Модели философских встреч: случай зороастризма и ислама — различия между версиями
Admin5 (обсуждение | вклад) м (Admin5 переименовал страницу Models of Philosophical Encounter: The Case of Zoroastrianism and Islam в Модели философских встреч: случай зороастризма и ислама) |
Admin5 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
В заключительном разделе статьи (Зороастризм как живая традиция) я рассматриваю связи зороастризма с ишракитской философией, разработанной Шихаб ад-Дином Сухраварди (1153—1191), утверждая, что ишракизм сохранил и развил часть наиболее глубоких и жизнеспособных интуиций зороастризма. | В заключительном разделе статьи (Зороастризм как живая традиция) я рассматриваю связи зороастризма с ишракитской философией, разработанной Шихаб ад-Дином Сухраварди (1153—1191), утверждая, что ишракизм сохранил и развил часть наиболее глубоких и жизнеспособных интуиций зороастризма. | ||
==Выходные данные== | ==Выходные данные== | ||
− | + | Marietta Stepanyants. Models of Philosophical Encounter: The Case of Zoroastrianism and Islam // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 46-60. |
Текущая версия на 13:10, 16 августа 2018
Модели философских встреч: случай зороастризма и ислама |
---|
Название статьи: Модели философских встреч: случай зороастризма и ислама |
Автор: Мариэтта Степанянц |
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии |
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры |
Год издания: 2010 |
Номер журнала: 1 |
Количество страниц: 15 |
Язык статьи: английский |
Месть издания: Москва, Россия |
Тематика: исламская культура, философия, зороастризмисламская культура, философия, зороастризм |
Вид работы: статья |
Аннотация
Среди многих случаев встреч разных культур встреча между зороастризмом и исламом является, пожалуй, одной из самых драматичных. Итогом встречи стало то, что зороастризм, бывший на протяжении многих веков господствующей религией Ирана, был практически вытеснен со своей исторической родины, уступив свое место исламу. Но в чем причина этого? Общепринято указывать как на виновника на ислам. Однако на самом деле все обстоит сложнее и однозначный ответ здесь окажется неудовлетворительным. По моему убеждению, причин было несколько, и в этой статье я остановлюсь лишь на наиболее важных из них. В первом разделе статьи (Непрямая встреча: культурные параллели) рассматривается опосредованная встреча между зороастризмом и исламом, выразившаяся в заимствовании последним через иудаизм нескольких эсхатологических идей первого. Во втором разделе я рассматриваю итоги прямой встречи зороастризма и ислама и указываю на наиболее важные из причин поражения первого. Эти причины следующие: 1) послание ислама обращено ко всем людям, тогда как зороастризм является провинциально ограниченной истиной; 2) ислам призывает к социальному равенству, тогда как зороастризм неотделим от кастовости; 3) ислам привлекает простотой своих обрядов, тогда как зороастризм сложностью своих — отпугивает; 4) ислам предрасположен к культурной ассимиляции и легко усваивает и приспосабливает чужие идеи. В заключительном разделе статьи (Зороастризм как живая традиция) я рассматриваю связи зороастризма с ишракитской философией, разработанной Шихаб ад-Дином Сухраварди (1153—1191), утверждая, что ишракизм сохранил и развил часть наиболее глубоких и жизнеспособных интуиций зороастризма.
Выходные данные
Marietta Stepanyants. Models of Philosophical Encounter: The Case of Zoroastrianism and Islam // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 46-60.