Этическая теория Шахрзури в аш-Шаджара ал-илаĀхиййа

Материал из Исламоведение
Версия от 13:37, 16 августа 2018; Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак_1.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = Эти…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Этическая теория Шахрзури в аш-Шаджара ал-илаĀхиййа
Этическая теория Шахрзури в аш-Шаджара ал-илаĀхиййа
Название статьи: Этическая теория Шахрзури в аш-Шаджара ал-илаĀхиййа
Автор: Гуламреза Аавани
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 8
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

Шамс ад-Дин Мухаммад Шахрзури был выдающимся философом седьмого века хиджры (XIII века н. э.) и, в частности, автором первого комментария к Хикмат ал-ишрāк (Мудрости озарения) Шихаб ад-Дина Сухраварди. Его труд аш-Шаджара ал илāхиййа (Божественное древо) представляет собой монументальный компендиум исламской философии, написанный в ишракитском ключе. Этическая теория Шахрзури изложена в восьмой главе четвертого трактата этой книги. В начале этой главы Шахрзури рассматривает вопрос о взаимоотношениях теоретической и практической мудрости. В отличие от Ибн Сины, он отдает приоритет практической философии, заявляя, что постигнуть умопостигаемые сущности должным образом возможно лишь после очищения души и усовершенствования политических добродетелей. Определив, вслед за перипатетиками, нрав (хулук) как внутреннюю предрасположенность (малака), он утверждает, что тот поддается изменению. В своей классификации добродетелей Шахрзури сочетает классификации Платона и Аристотеля (первая из них, как известно, зиждется на трехчастном делении души (на разумную, вожделеющую и раздражительную части); вторая — на учении о «золотой середине»). Список четырех основных добродетелей, предлагаемый Шахрзури, таким образом, совпадает со списком Платона и Аристотеля (и греческих философов в целом). Эти четыре основные добродетели суть справедливость, мудрость, храбрость и умеренность. Каждая из них указывает на золотую середину в использовании в одной из главных способностей души. Каждой из основных добродетелей, в свою очередь, сопутствует ряд вторичных добродетелей.

Выходные данные

Аавани Гуламреза. Этическая теория Шахрзури в аш-Шаджара ал-илаĀхиййа // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 193-200.