Влияние влияния: как не следует говорить об исламской культуре

Материал из Исламоведение
Версия от 12:19, 1 августа 2018; Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак_1.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = The In…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Влияние влияния: как не следует говорить об исламской культуре
Влияние влияния: как не следует говорить об исламской культуре
Название статьи: The Influence of Influence: How not to talk about Islamic Culture
Автор: Oliver Leaman
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 11
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: исламская культура, философияисламская культура, философия
Вид работы: статья

Аннотация

Одним из слов, наиболее часто встречающихся в дискуссиях об исламской культуре, является слово «влияние». Нам рассказывают немало любопытного, например, о том, как другие формы мысли повлияли на исламскую философию и как та, в свою очередь, повлияла на философию не-исламскую. Когда мы начинаем изучать отдельных мыслителей, то чувствуем, что мысли о влиянии как густое облако витают над нами, и комментаторы часто уделяют рассуждениям о том, кто повлиял на кого или какая идея повлияла на какую идею, больше времени, чем всему остальному. Во всяком случае, об этом рассуждают гораздо больше, чем о том, верна ли сама идея или нет. Ударение, ставимое на влиянии, само оказало отрицательное влияние на изучение исламской философии и науки, поспособствовав тому, чтобы их стали рассматривать скорее как историю идей, чем собственно философию и науку, — что является рефлексией на предположение востоковедов о неспособности мусульман создать нечто оригинальное. Другая проблема, которую создает такой подход, заключается в том, что он представляет исламскую философию как нечто весьма скучное, так как вместо того чтобы приглашать читателей рассуждать о ее идеях, нам без конца говорят о том, откуда эти идеи могли быть заимствованы и как ограничен был круг понятий, которым пришлось пользоваться мусульманским мыслителям, поскольку они явно были не в состоянии предложить какие-либо собственные идеи. Контрпродуктивность вышеобозначенного подхода мы попытались показать, в частности, на примере интерпретации и оценки, данной в работе Ганса Белтинга оптической теории Ибн ал-Хайсама (ум. 430/1039).

Выходные данные

Leaman Oliver. The Influence of Influence: How not to talk about Islamic Culture // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 35-45.