Каламское опровержение антропоморфизма

Материал из Исламоведение
Версия от 13:28, 19 октября 2018; Admin5 (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Каламское опровержение антропоморфизма
Каламское опровержение антропоморфизма
Название статьи: Каламское опровержение антропоморфизма
Автор: Тауфик Ибрагим
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 35
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, калам, человек, антропоморфизм, Богфилософия, калам, человек, антропоморфизм, Бог
Вид работы: статья

Аннотация

Рациональное понимание Бога мутакаллимы разрабатывали в противовес буквализму традиционалистов (асхаб ал-хадис), которые в прямом смысле слова трактовали текст Корана и сунны, а впоследствии стали известны как как хашвиййа, мушаббиха и муджассима. Многие из этих традиционалистов, верили, что Бог и люди могут посещать и обнимать друг друга. Некоторые дошли до того, что утверждали, будто у Бога есть человеческое тело со всеми подобающими частями. Антропоморфизм был характерен и для некоторых «крайних» среди шиитов сект, наделявших своих имамов божественными качествами и порой видевших в них прямое воплощение Бога. Чтобы опровергнуть антропоморфные концепции традиционалистов и гулат, мутакаллимы разработали сложные доказательства, в которых они продемонстрировали, что Бог не может обладать какими-либо материальными качествами и также невозможно приписать ему какой-либо особый локус и движение в пространстве. В статье представлен подробный анализ этих доказательств, которые представлены в работах таких классических авторов систематического калама, как ар-Рази, ал-Иджи, ат-Тафтазани и другие.

Выходные данные

Тауфик Ибрагим. Каламское опровержение антропоморфизма // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 364–398.