Атрибуты Бога согласно фальсафе
Атрибуты Бога согласно фальсафе |
---|
Название статьи: Атрибуты Бога согласно фальсафе |
Автор: Н.В. Ефремова |
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии |
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры |
Год издания: 2011 |
Номер журнала: 2 |
Количество страниц: 27 |
Язык статьи: русский |
Месть издания: Москва, Россия |
Тематика: философия, фальсафа, Богфилософия, фальсафа, Бог |
Вид работы: статья |
Аннотация
Атрибуты Божьи у фалясифа сочетают в себе качества коранического Бога, аристотелевского Перводвигателя и неоплатоновского Единого. Однако, в отличие от калама, особенно «систематического», в фальсафе так и не сложился строго зафиксированный, канонический список атрибутов, и прежде всего самостных. Кроме того, толкование фалясифа Божьих атрибутов в апофатическом (отрицающем) духе или как тождественных с Божьей самостью снимало вопрос об актуальности классификационных схем, подобных каламскому делению атрибутов на отрицающие и утверждающие, на самостные и оперативные. Работы Ибн Сины послужили автору статьи в качестве основного источника для составления настоящего списка. По-видимому, простота (басата) и единство (вахда) должны быть помещены в верх его; за ними следуют полнота (тамамия) и самодостаточность (гина), а затем, благость (хайр) и щедрость (джуд). Кроме того, Бог часто описывается фалясифа как «Истина» (ал-хакк), обладатель знания (илм) и мудрости (хикма), и в аристотелевском ключе как «Интеллект» (акл). Он также обладает волей (ирада), могуществом (кудра) и жизнью (хайат). За ними следуют красота (джамал), любовь (ишк) и блаженство (лазза). По отношению ко всему сущему Он занимает место Первоначала (ал-мабда ал-аввал).
Выходные данные
Ефремова Н.В. Атрибуты Бога согласно фальсафе // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 399–425.