Метавременное возникновение

Материал из Исламоведение
Версия от 12:11, 26 июня 2019; Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак 5.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = Мет…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Метавременное возникновение
Метавременное возникновение
Название статьи: Метавременное возникновение
Автор: Хамид Наджи
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 9
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, метавремяфилософия, метавремя
Вид работы: статья

Аннотация

Статья посвящена особому виду возникновения — так называемому метавременному возникновению (худус дахри) — учение о котором разработал Мир Дамад. В начале статьи рассматриваются разные виды возникновения и анализируется смысл понятий «возникновение» (худус) и «метавремя» (дахр) (последнее рассматривается как вид протяженности, отличный как от времени (заман), так и вечности (сармад)). Устанавливается, что метавременное возникновение вещи заключается в предшествовании ее бытию метавременного небытия. Затем приводится первое доказательство метавременного возникновения, которое построено на следующих посылках: 1) всякое сущее, постольку поскольку оно является сущим, имеет приемлющего; 2) бытие иерархично и имеет несколько уровней (в противоположном случае невозможно объяснить появление множественности в мире, возникшего от единого Творца); 3) взятое в его соотношении с сущими, небытие обретает определенные бытийные характеристики. Второе доказательство метавременного возникновения, в свою очередь, зиждется на факте его предшествования материальному миру. Оно основывается на следующих посылках: 1) Истинно Сущий действительно предшествует временным сущим; 2) временно сущие действительно отстают от Истинно Сущего в своем бытии; 3) предшествование Истинно Сущего возникшим во времени материальным сущим невозможно пред- ставить как предшествование во времени и/или продолжительности. Следовательно, Истинно Сущий предшествует временно сущим в действительности или факте (фи ал-ваки‘). В заключении рассматриваются некоторые сопутствующие философские проблемы, которые возможно решить при помощи учения о метавременном возникновении — в частности, способ знания Бога о частных сущих и связь извечного и временно возникшего.

Выходные данные

Hamed Naji Isfahani. The Meta-Temporal Origination // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 190–198.