Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p.

Материал из Исламоведение
Версия от 12:34, 29 июля 2024; Admin5 (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p.
Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p.
Название статьи: Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p.
Автор: К.В. Карпов
Название научного журнала: Ишрак. Журнал исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН
Год издания: 2024
Номер журнала: том II, выпуск 1
Количество страниц: 16
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: Энтони Бут, аналитическая исламская философия, фальсафа, знание пророков, эвиденциализм, доксастические практики, история философии
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

В статье рассматривается книга Энтони Бута «Аналитическая исламская философия». Эта книга представляет собой введение в исламскую философию, начиная с ее зарождения в Средние века и заканчивая ее современными изводами. Э. Бут использует в своем изложении язык и понятийный аппарат современной аналитической философии, тем самым предпринимая попытку актуализировать наследие исламской философии. Центральная проблематика книги — эвиденциалистская трактовка особого эпистемического статуса пророка. Главные фигуры изложения средневековой исламской философии: ал-Киндӣ, ал-Фа̄ра̄бӣ, Ибн Сӣна̄, ал-Г̣ аза̄лӣ, Ибн Рушд — представлены в хронологическом порядке параллельно с введением в основные темы исламской теологии и греческой философской традиции. Затем в книге кратко представлены те, кого Э. Бут называет «досовременными» авторами, включая ас-Сухравардӣ, Муллу С̣ адру и Ибн Таймиййу; все эти мыслители, наряду с их средневековыми предшественниками, описаны как предтечи более современной инкарнации исламской философии — т.н. политического ислама. Я подвергаю сомнению использование Э. Бутом клиффордского варианта эвиденциализма для анализа центральной проблемы. Во-первых, такой вид эвиденциализма сильно устарел и никак не может считаться концепцией современной аналитической философии. Во-вторых, он не защищен от возражения от доксастических ограничений, о котором, однако, Бут не упоминает. Однако это возражение открывает новые возможности для анализа эвиденциалистского подхода и новые герменевтические способы толкования концепций пророческого знания в исламской философской традиции. В-третьих, анализ Бута может быть гораздо адекватнее проведен не при помощи введения многих различных видов эвиденциализма, а при помощи концепции доксастических практик. Статья завершается рассмотрением вопроса о том, чем современная аналитическая философия может быть полезна для истории философии.

Выходные данные

К.В. Карпов. Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p. // Ишрак. Журнал исламской философии 2024. Т. II. № 1. – М.: ООО «Садра», 2024. – С. 101–116.