Ал-Газали и Юм о причинности

Материал из Исламоведение
Версия от 07:32, 26 апреля 2019; Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак 4.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = Ал-…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Ал-Газали и Юм о причинности
Ал-Газали и Юм о причинности
Название статьи: Ал-Газали и Юм о причинности
Автор: Ленн Гудмэн
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 25
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, ал-Газали, Юмфилософия, ал-Газали, Юм
Вид работы: статья

Аннотация

Непосредственным объектом известной газалиевской критики каузального мышления мусульманских неоплатонизирующих перипатетиков являлся их рационалистический интеллектуализм. Веря в чудеса, и в частности в чудо божественного творения, ал-Газали строит свою аргументацию на положении о том, что причинность не есть логическое соотношение, каким ее представляют философы. На опыте мы наблюдаем лишь последовательность логически дискретных событий. Предельной универсальной причиной является Бог. Однако, ал-Газали отвергает и ашаритский взгляд на причинность, и более радикальный окказионализм. Вместо этого, он предпочитает говорить о Боге как о причине причин, тем самим не отрицая следственный статус Его творения, постольку поскольку мы признаем, что ни одна естественная причина не действует самостоятельно. Ал-Газали считается с мнением о том, что окказионализм делает мир непредсказуемым и, в итоге, неуправляемым. Он отступает от атомизма окказионалистического калама. Вместо этого он полагается на эманацию как орудие божественного управления, однако описывает ее в терминах теистического волюнтаризма. Такая интерпретация позволяет ему взять на вооружение натурализм философов. Чудеса — в том числе воскрешение — следует понимать как изменение Богом природы вещей, а не как ее нарушение. Понятие обычая, критически важное для ашаритов в оправдании наших ожиданий, становится излишним для ал-Газали. У Юма, напротив, оно сохраняется, перетолкованное как обычай ума. Для ал-Газали более приемлем натурализм, понятый как установленный Богом порядок вещей, воплощенный в жизнь посредством ангелов, понятых как внутренние формы, сообщающие миру природы его внутренний строй.

Выходные данные

Lenn E. Goodman. Al-Ghazālī and Hume on Causality // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 448–472.