Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари

Материал из Исламоведение
Версия от 07:50, 3 июля 2019; Admin5 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{article | Изображение = Ишрак 6.jpg | name = | Информация об изображении = | Название статьи = Ист…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари
Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари
Название статьи: Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари
Автор: Андрей Лукашев
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2015
Номер журнала: 6
Количество страниц: 22
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Махмуд Шабистари, истина, ложьфилософия, Махмуд Шабистари, истина, ложь
Вид работы: статья

Аннотация

Истина является одной из наиболее значимых философских категорий как в классической европейской, так и в мусульманской философии. Она по-разному проявляется в различных контекстах. Например, в логическом — это логически правильно построенные, непротиворечивые предложения естественных и искусственных языков. В метафизическом — наиболее совершенная реальность, Бог. Ложь является полной противоположностью истины. Таким образом, в системе взглядов, где истина соотносится с бытием, ложь будет соотнесена с небытием. Категории онтологического дискурса, в частности бытие и небытие, оказываются соотнесенными с категориями истины и лжи. В онтологической проблематике исламской философской мысли важное место занимают категории явного и скрытого, соотнесенные с Первоначалом — источником бытия и миром как его реципиентом . Если сузить проблемное поле до системы взглядов, изложенной в поэме Махмуда Шабистари «Цветник тайны», мир есть проявление скрытого Бога, они оба бытийны (хотя по-разному) и, соответственно, оказываются онтологически истинными в противовес тому, что небытийно и ложно. Гносеологическая же истина в этом контексте заключается в совершенном познании универсума как единства его явной и скрытой сторон. Познавая онтологическую истину как полноту бытия (и скрытого — Бога, и явного — мира), познающий составляет истинное представление об универсуме, причем последнее не исчерпывается лишь правильно выстроенным категориальным отношением «явное–скрытое», но также предполагает отношение мира и Бога к небытию, ложному. Таким образом, оказывается, что объем категориального отношения «истина–ложь» шире отношения «явное–скрытое», так как явное и скрытое оказываются аспектами истины и, таким образом, не включают в себя ложное.

Выходные данные

Андрей Лукашев. Истина–ложь как фундаментальная оппозиция системы философских взглядов Махмуда Шабистари // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №6; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 6. – М.: Наука – Вост. лит., 2015. – С. 325–346.