«Парадокс лжеца» в ширазской философской школе

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
«Парадокс лжеца» в ширазской философской школе
«Парадокс лжеца» в ширазской философской школе
Название статьи: «Парадокс лжеца» в ширазской философской школе
Автор: Ахад Фарамарз Карамалики
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 12
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, ширазская школа, Ширазфилософия, ширазская школа, Шираз
Вид работы: статья

Аннотация

Статья посвящена анализу попыток решения известной логической проблемы — так называемого парадокса лжеца, предпринятых представителями ширазской философской школы — в частности, Садр ад-Дином Даштаки, Джелал ад-Дином Давани, Гийас ад-Дином Даштаки, Шамс ад-Дином Хафри и Камал ад-Дином Бухари. Автор рассматривает источники, использованные ширазскими учеными (в основном это труды логиков и мутакаллимов XIII в., в частности комментарии Са‘д ад-Дина Тафтазани и Мир Сеййида Шарифа Джурджани к трудам Насир ад-Дина Туси, Кутб ад-Дина Рази и Наджм ад-Дина Катиби), особенности подхода к проблеме в ширазской школе и предложенные ее решения. В качестве основных особенностей подхода ширазских логиков автор выделяет следующие: 1) ширазские мыслители трактуют «парадокс лжеца» как проблему логики, а не калама; точнее, они считают этот парадокс мнимым и предлагают ряд способов его решения; 2) они рассматривают проблему, как правило, в отдельных трактатах (а не в комментариях или глоссах); 3) проблема рассматривается ими подробно, что позволяет раскрыть скрытые измерения парадокса и предложить более убедительные способы его решения; 4) с исторической и эпистемологической точки зре-ния, впечатляет количество предложенных решений проблемы (например, Хафри предлагает семь ее решений); 5) размышления ширазских мыслителей о «парадоксе лжеца» привлекли внимание последующих поколений философов и логиков — представителей исфаханской школы. Благодаря этому, их разработки были применены в смежных областях знания — в частности, в основах фикха. Таким образом, «парадокс лжеца» стал проблемой, рассматриваемой в нескольких областях науки.

Выходные данные

Ahad Faramarz Qaramaleki. The Liar Paradox in Shīrāz Philosophical School // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 41–52.