Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ
Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ
Название статьи: Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ
Автор: И.Р. Насыров
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 31
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ, Ибн ‘Арабӣфилософия, Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ, Ибн ‘Арабӣ
Вид работы: статья

Аннотация

Творчество выдающегося египетского суфия Ибн ‘Атā’ ’Аллāха ал-Искандарӣ (ас-Сикандарӣ) (ум. в 1309 г.) является неотъемлемой частью не только исламского мистицизма (суфизм), но и в целом культуры мусульманского мира. Цель работы — показать его отношение к доктринальной стороне суфийской традиции, а именно к философскому суфизму, представленному в первую очередь в учении Ибн ‘Арабӣ. В двух словах, взгляды Ибн ‘Атā’ ’Аллāха можно резюмировать следующим образом: только Бог существует действительно; все остальное обладает лишь иллюзорным существованием. Все сущее можно рассматривать как зеркала, в которых мистик созерцает Бога. В символических терминах Бог есть свет, который проявляется и скрыт, поскольку Его создания не могут воспринимать этот свет должным образом из-за его сияния. Следовательно, Бог одновременно имманентен миру и трансцендентен ему. Ибн ‘Атā’ ’Аллāх предпочитал следовать умеренному учению Абу Хамида ал-Газали. Дистанцирование Ибн ‘Атā’ ’Аллāха от философского учения Ибн ‘Арабӣ следует понимать в свете постепенной реинтерпретации протоакбарианских идей его предшественниками (шейхами ‘Абȳ ал-Хасаном аш-Шāзилӣ и ‘Абȳ ал-‘Аббāсом ал-Мурсӣ) в духе умеренного суфизма и выработки защитного барьера от этих идей в версии «Величайшего шейха». Другими словами, благодаря ‘Абȳ ал-Хасану аш-Шāзилӣ братство шāзилийа имело иммунитет к идеям Ибн ‘Арабӣ, чем, собственно, можно объяснить отсутствие упоминания Ибн ‘Атā’ ’Аллāхом ал-Искандарӣ философских концепций Ибн ‘Арабӣ и его учения в целом.

Выходные данные

И.Р. Насыров. Взгляды Ибн ‘Ата’ ’Аллāха ал-Искандарӣ в контексте учения Ибн ‘Арабӣ // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 352–382.