Влияние Ибн Сины на Садр ад-Дина Кунави и его последователей

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Влияние Ибн Сины на Садр ад-Дина Кунави и его последователей
Влияние Ибн Сины на Садр ад-Дина Кунави и его последователей
Название статьи: Влияние Ибн Сины на Садр ад-Дина Кунави и его последователей
Автор: Экрем Демирли
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 7
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Садр ад-Дин Кунавифилософия, Садр ад-Дин Кунави
Вид работы: статья

Аннотация

В развитии высокого (или ученого) суфизма можно выделить два основных периода, или две эры, — раннюю (до Ибн ‘Араби и Садр ад-Дина Кунави) и позднюю (после них). Если ранний суфизм является преимущественно аскетически-этическим феноменом, то поздний есть в первую очередь феномен метафизический. В настоящей статье я утверждаю, что такая трансформация ученого суфизма объясняется в основном сильным влиянием философии Ибн Сины на мысль Садр ад-Дина Кунави. Начнем с того, что Кунави предпочитал говорить не о «науке суфизма» (‘илм ат-тасаввуф) (как это делали предыдущие суфийские теоретики), а о «божественной науке» (ал-‘илм ал-илāхū). На поверку эта «божественная наука» оказывется инвариантом авиценновской метафизики, имеющим общие основные принципы и общую терминологию с последней и отличающимся от нее только в деталях (ввиду чего я считаю совершенно неверным данное Нихатом Кекликом определение Кунави как «Газали тринадцатого века», вместо этого предлагая называть его «Ибн Синой тринадцатого века»). Став ассоцироваться преимущественно с метафизикой (а не системой понятий, описывающих внутреннюю духовную жизнь), суфийская наука в скором времени превратилась в арену изощренных философских спекуляций — в первую очередь онтологического характера (чем, в частности, объясняется огромное место, впоследствии отведенное ею для рассуждений о единстве бытия (вахдат ал-вуджуд)).

Выходные данные

Ekrem Demirli. The Influence of Ibn Sīnā on Sadr al-Dīn Qūnawī and His Followers // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 472–478.