Воля, необходимость и творение как монистическая теофания в исламской философской традиции

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Воля, необходимость и творение как монистическая теофания в исламской философской традиции
Воля, необходимость и творение как монистическая теофания в исламской философской традиции
Название статьи: Воля, необходимость и творение как монистическая теофания в исламской философской традиции
Автор: Ибрагим Калин
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 23
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

Творение предстает как проблема в двух взаимосвязанных вопросах, ставимых иудаизмом, христианством и исламом. Во-первых, почему совершенный Бог вообще творит что-то? Во-вторых, как именно он творит? Если первый вопрос касается возникновения, то второй — сохранения. Эти вопросы приобретают особую остроту с учетом другого теистического положения, а именно — что творение ничего не добавляет к бесконечному совершенству Бога, но и никак не умаляет его. Для средневековых философов эти вопросы носили не только теологический, но и философский и методологический характер, ибо, вслед за Аристотелем, они полагали, что совершенное знание о вещи предполагает знание о ее начале и причине. Следовательно, нельзя познать мир должным образом, не зная, кто и зачем его сотворил. Именно здесь нам предстает первый парадокс творения: познавая Бога через Его творение, мы одновременно познаем мир через Него, то есть как Его творение. Мир является чем-то осмысленным и умопостигаемым лишь тогда, когда он рассматривается как нечто сотворенное и оформленное Первым Ремесленником. При этом доказательства возможности и сотворения во времени относятся к миру, а не к Богу. Созданные в рамках классической исламской мысли теории творения могут быть сведены к двум парадигмам — парадигме необходимости и парадигме свободной воли. При этом, невзирая на их кажущуюся противоположность, между ними можно выявить ряд общих моментов. Садринская теория творения мира во времени, в свою очередь, интерпретирует творение в терминах монистической теофании и теистической онтологии, выводя нас за рамки воли и необходимости.

Выходные данные

Ibrahim Kalin. Will, Necessity, and Creation as Monistic Theophany in the Islamic Philosophical Tradition // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 345-367.