Воскрешение раннего исмаилитского мифа в Йемене XII в.

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Воскрешение раннего исмаилитского мифа в Йемене XII в.
Воскрешение раннего исмаилитского мифа в Йемене XII в.
Название статьи: Воскрешение раннего исмаилитского мифа в Йемене XII в.
Автор: Татсуйа Кикучи
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 15
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, исмаилизм, Йеменфилософия, исмаилизм, Йемен
Вид работы: статья

Аннотация

Рассматривая Канз ал-валад йеменского таибитского да‘и Ибрагима б. ал-Хусейна ал-Хамиди (ум. 557/162), автор приходит к выводу, что стержнем пост-фатимидской исмаилитской космологии являлся миф о падении и восхождении духовного Адама (адам ар-рухани). Согласно классификации Ф. Дафтари, теория ал-Хамиди представляет собой четвертый заключи- тельный этап развития исмаилитской космологии. Автор предпринимает попытку сравнительного анализа ряда отрывков из Рахат ал-‘акл ал-Кирмани и Канз ал-валад ал-Хамиди, с целью установить, чем отличается их трактовка «падшего сущего». Он приходит к выводу, что у ал-Хамиди роль потенциального (павшего) разума выполняет третий разум. Определить, кто выполняет роль потенциального разума в космологии ал-Кирмани, сложно. Поскольку все десять отделенных от материи разумов у него актуальны, они, по определению, не могут быть чем-то потенциальным. Ввиду этого, приходится признать, что ранний космологический миф исмаилитов практически несовместим с космологией последнего, в то время как он играет ключевую роль у ал-Хамиди.

Выходные данные

Tatsuya Kikuchi. The Resurrection of Ismā‘īlī Myth in Twelfth Century Yemen // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 345–359.