Время и временное
Время и временное |
---|
Название статьи: Время и временное |
Автор: Сеййид Мухаммед Хаменеи |
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии |
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры |
Год издания: 2010 |
Номер журнала: 1 |
Количество страниц: 8 |
Язык статьи: русский |
Месть издания: Москва, Россия |
Тематика: философияфилософия |
Вид работы: статья |
Аннотация
Проблема времени и временных [сущностей] – один из важных вопрос в исламской философии, и для ее решения были выдвинуты различные идеи. Большинство мусульманских философов считали время следствием движения одной или нескольких вещей, чья субстанция неизменна, но которые движутся в смысле перемены места или положения. В общих чертах, с точки зрения их взглядов на время, мусульманских философов можно разделить на две группы: 1) философы, считающие время следствием акцидентального и чувственно постижимого движения и признающие истинным временем только мгновение, «настоящее состояние»; 2) философы, которые «извлекают» (= выводят) время из линейных движений и изменений, порождаемых текучей и изменяющейся чтойностью вещей, и считают его чем-то абстрактным. Каждая группа рассматривает различный вид движения как критерий реальности времени: первая группа считает, что это мгновенное движение (харакат-и тавассутиййа) (истинное время есть только настоящий момент, непрерывная и продолжающаяся линия мнговений и моментов же «извлечена» их этих моментов и существует только в уме); вторая считает, что это непрерывное движение (харакат-и кат‘иййа) (истинное время есть совокупность [временных] точек, настоящих мгновений и моментов движения движущейся сферы, каковая [совокупность] изображается как одна [непрерывная] линия; мгновения и моменты же «извлечены» из нее и существуют только в уме).
Выходные данные
Хаменеи Сеййид Мухаммед. Время и временное // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 105-112.