Друзские «Послания мудрости» и ранний исмаилизм: нео-карматское восстание против Фатимидов

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Друзские «Послания мудрости» и ранний исмаилизм: нео-карматское восстание против Фатимидов
Друзские «Послания мудрости» и ранний исмаилизм: нео-карматское восстание против Фатимидов
Название статьи: Друзские «Послания мудрости» и ранний исмаилизм: нео-карматское восстание против Фатимидов
Автор: Даниэль де Смет
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 14
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, исмаилизм, друзисмфилософия, исмаилизм, друзисм
Вид работы: статья

Аннотация

В 408/1017 г. некоторые последователи шестого фатимидского халифа ал-Хакима би-Амр Аллаха (386/996—411/1021) провозгласили его божеством. Во главе этого предприятия стояли две исмаилитские даô‘иô — Хамза б. ‘Али и Наштакин ад-Дарази. Последний (скоро впавший в немилость и провозглашенный его соратником Хамзой воплощением Иблиса) стал эпонимом секты друзов. Ключевые доктринальные трактаты друзов были написаны в 1017–1021 гг. Хамзой и его соратником ат-Тамими. Их учение зиждется на идее чередования эпох проявления и сокрытия. Высший Господь (именуемый Мавлана) имеет две ипостаси — божественную, которая непостижима человеческим умом, и человеческую. Последняя в разные эпохи является человеку в разных обличьях. Каждому явлению Высшего Господа в его человеческой форме сопутствует также явление Разума, Души и низших пределов. Однако, с другой стороны, этим явлениям соответствует также явление Иблиса и его сподручных в людском обличье. Когда последним удается смутить и развратить людские умы, Господь и его спутники скрываются с их глаз и начинается эпоха сокрытия. Последовательное исчезновение ал-Хакима, Хамзы и ат-Тамими в 1021 г. следует понять именно так. Далее автор рассматривает некоторые элементы друзского учения и их возможные истоки в карматской доктрине, ссылаясь, в частности, на такие произведения Джа‘фара б. Мансура ал-Йамана (ум. ок. 346/957), как Сара’ир ан-нутака’, Китаб ал-кашф и Китаб ал-фатарат.

Выходные данные

Daniel De Smet. The Druze Epistles of Wisdom and Early Isma‘ilism: A ‘Neo-Carmathian’ Revolt against the Fatimids // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 272–285.