Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами
Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами
Название статьи: Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами
Автор: Г. Какаи
Название научного журнала: Ишрак. Журнал исламской философии
Аффилиация: Ширазский университет
Год издания: 2023
Номер журнала: 1
Количество страниц: 23
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: единобожие, суфизм, ирфан, ашаризм, Ибн ʻАрабӣ, ал-Г̣ аза̄лӣ, действие, детерминизм
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

Тема единобожия действия (тавх̣ ӣд ал-афʻа̄л) ранее неоднократно рассматривалась в ряде работ: в одних — обзорно, в других же — применительно к мистическим доктринам отдельных персоналий, таких как Ибн ʻАрабӣ, Х̣ а̄физ̣ или Рӯмӣ. Как правило, в исследованиях подобного рода обсуждается и отношение мусульманских мистиков к ашаризму. В частности, по сей день ведутся споры о том, справедливо ли относить Рӯмӣ к ашаритам: пока одни специалисты заявляют о тождестве теологических взглядов последователей ал-Ашʻарӣ и Мавла̄ны, другие называют само сопоставление двух систем взглядов результатом поверхностного знакомства исследователей с ашаризмом и ирфаном. Одним из наиболее специфических учений ашаритов, которое лежит в основании целого ряда их богословских концепций, принято считать учение о субъективном характере прекрасного и безобразного (х̣ усн ва к̣ абх̣ ), противопоставленное эстетическому объективизму мутазилитов. В статье отмечается настороженное в целом отношение теоретиков-суфиев к ашаритским мистикам: так, Ибн ʻАрабӣ, хотя и относится с большим уважением к ашариту ал-Г̣ аза̄лӣ и даже цитирует хадисы со ссылкой на его труды, все-таки считает его более аскетом, чем мистиком. По мнению «Величайшего шейха» суфиев, язык ряда пассажей в работах ал-Г̣ аза̄лӣ характеризует его не как просвещенного божьего человека (ʼахл Алла̄х), а скорее как одного из рядовых членов (ʻавва̄м) тариката. Как следствие, автор статьи отмечает теоретические различия между ашаритским каламом и ирфаном, а также опровергает сложившийся в исследовательской литературе стереотип об одинаковой рецепции мутакаллимами и суфиями теологического детерминизма. Делается вывод, что между этими направлениями исламской мысли нет консенсуса по вопросу о том, следует ли считать Бога единственным актором тварного мира.

Выходные данные

Г. Какаи. Интерпретация единобожия действий ашаритами и арифами // Ишрак. Журнал исламской философии 2023. Т. 1. № 1. – М.: ООО «Садра», 2023. – С. 25–47.