Концепция Бога у Ибн Сины
Концепция Бога у Ибн Сины |
---|
Название статьи: Концепция Бога у Ибн Сины |
Автор: Мухаммад Легенгаузен |
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии |
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры |
Год издания: 2010 |
Номер журнала: 1 |
Количество страниц: 28 |
Язык статьи: английский |
Месть издания: Москва, Россия |
Тематика: Ибн Сина, философияИбн Сина, философия |
Вид работы: статья |
Аннотация
В настоящей статье рассматривается авиценнова концепция Бога. Статья состоит из вступления, четырех разделов и заключения. Во вступлении дается краткий обзор биографии Ибн Сины и ставится вопрос: что Ибн Сина считал метафизикой? Первый раздел посвящен метафизике — в нем определяется ее предмет и рассматривается ее связь с теологией, в том числе с доказательствами бытия Бога. Анализируя здесь отрывок из Шифā’ (Исцеления), мы обращаем внимание на то обстоятельство, что доказательство Ибн Сины не является доказательством a posteriori (как принято считать), так как посылка «есть нечто сущее» представляет собой предположение, не подтвержденное опытом. Второй раздел посвящен теории эманации. Я утверждаю, что Ибн Сина рассматривает эманацию не как соперницу творения или его альтернативу, а как его внутреннее измерение. В третьем разделе рассматривается авиценнова трактовка божественных атрибутов в свете его утверждения о том, что Бог лишен чтойности. Единство и необходимость Бога являются следствиями посылки, что Бог лишен всякой чтойности, кроме бытия. В четвертом разделе, который посвящен мистицизму Ибн Сины, утверждается, что в интеллектуальном мистицизме искомым является не мистический опыт, а сам Бог.
Выходные данные
Muhammad Legenhausen. Ibn Sina's Concept of God // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 317-344.