Концепция души Авиценны: заметки об ее эпистемологическом статусе и метафизической основе

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Концепция души Авиценны: заметки об ее эпистемологическом статусе и метафизической основе
Концепция души Авиценны: заметки об ее эпистемологическом статусе и метафизической основе
Название статьи: Концепция души Авиценны: заметки об ее эпистемологическом статусе и метафизической основе
Автор: Ольга Лучиа Лиззини
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд Ибн Сины
Год издания: 2019
Номер журнала: 9
Количество страниц: 19
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: Авиценна, душа, тело, физика, метафизика, эманация
Тематика: философияфилософия
Вид работы: статья

Аннотация

Данная статья является попыткой определить эпистемологический статус психологии Авиценны и установить, составляет ли душа часть предмета физики или метафизики. Представляется, что ответ на этот вопрос двойственен: как утверждает сам Авиценна в трактате «О душе» (I, 1), душа является предметом физики, если мы рассматриваем ее роль и функции (т.е. душу, которая движет тело и распоряжается им); если же мы рассматриваем душу как субстанцию, то она — предмет метафизики. Но этот двойной ответ не является окончательным. Более тщательный анализ показывает, что в системе Авиценны, как и в неоплатонической мысли в целом, реальным основополагающим принципом является метафизика. В этом аспекте изучение души как принципа тела в конечном итоге тоже следует отнести к метафизике. Посредством ключевого понятия эманации можно интерпретировать душу и как субстанцию, и как принцип тела. Душа определяется эманационным процессом, лежащим в основе реальности. Поэтому деление души не может быть горизонтальным (как если бы души могли быть разделены на физические (растительные и животные) и метафизические (рациональные души человека и небесных разумов)), но должно быть вертикальным. Душа как субстанция не связана ни с материальной, ни с духовной стороной мира. Ее связь с физической реальностью только операциональна. Хотя физическая точка зрения (согласно которой психологию следует считать частью физики) имеет право на существование, метафизическая точка зрения представляется более обоснованной, так как принцип природы нисходит сверху, а физика представляет собой часть метафизики.

Выходные данные

Olga L. Lizzini. Avicenna’s Conception of the Soul: Remarks on Its Epistemological Status and Its Metaphysical Foundation // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2019. № 9. = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2019. № 9. — М.: ООО «Садра», 2019. — C. 132—150.