Кризис современной рациональной науки и учение Ибн ‘Араби

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Кризис современной рациональной науки и учение Ибн ‘Араби
Кризис современной рациональной науки и учение Ибн ‘Араби
Название статьи: Кризис современной рациональной науки и учение Ибн ‘Араби
Автор: Афак Асадова
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 7
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Ибн ‘Арабифилософия, Ибн ‘Араби
Вид работы: статья

Аннотация

Русско-американский философ Питирим Сорокин разделил человеческое знание на три вида: идеационное, сенсационное (чувственное) и идеальное. Идеационное знание основано на пророческих откровениях и мистическом опыте. Сенсационное, в свою очередь, выражает и обрабатывает информацию, предоставляемую органами чувств (современное рациональное знание целиком относится к этому второму виду). Идеальное знание представляет собой синтез первых двух видов знания, творимый человеческим разумом. Эти три вида знания и соответствующая каждому из них истина отличаются друг от друга по своей методологии, принципам, структуре и форме. На разных этапах истории эти системы либо противопоставлялись друг другу, либо господствовали друг над другом, либо сочетались друг с другом. Двадцатый век был веком безраздельного господства сенсационной истины и культуры чувства, самым ярким проявлением которой стал модернизм. В своей статье я предлагаю рассматривать созданную Ибн ‘Араби систему знания как идеационную по преимуществу. Все возрастающее значение его заключается в том, что оно опирается на человеческое воображение и рациональное составляющее религии. Согласно Ибн ‘Араби, пророческое зна-ние относится к миру воображения. Имена вещей, сообщенные нам Богом, при этом служат ключами невидимого (сокрытого) мира. Сходство между человеком и вселенной постигается прежде всего посредством воображения. Действуя вместе с воображением, основанном на откровении, — и только так — разум способен привести человека к совершенству.

Выходные данные

Afaq Asadova. The Crisis of Modern Rational Science and the Teachings of Ibn ‘Arabi // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 479–485.