Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā о суфийском уединении: Рисāла фӣ л-халва

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā о суфийском уединении: Рисāла фӣ л-халва
Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā о суфийском уединении: Рисāла фӣ л-халва
Название статьи: Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā о суфийском уединении: Рисāла фӣ л-халва
Автор: Герхард Боверинг
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 24
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, суфизм, Наджм ад-Дӣн ал-Кубрāфилософия, суфизм, Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā
Вид работы: статья

Аннотация

Наджм ад-Дӣн ал-Кубрā, чье полное имя Абȳ л-Джаннāб Ахмад б. ‘Умар б. Мухаммад б. ‘Абдаллāх ал-Хӣвакӣ ал-Хвāризмӣ (1145–1221), был одной из самых удивительных суфийских фигур и создателем суфийского ордена кубравиййа. Он погиб во время монгольского нападения на Хорезм, когда город Хива был практически стерт с лица земли. Ввиду его харизматической личности, современники дали ему прозвище «Кубрā» (букв. «великая», ж. р. от кабӣр, аллюзия на кораническое выражение ат-тāммат ал-кубрā — «великое бедствие»; имеется в виду День Воскресения). Его основными наставниками на суфийской стезе были Исмā‘ил ал-Касрӣ (ум. в 1193 г.) и ‘Аммар ал-Бидлиси (ум. между 1194 и 1207 гг.), принадлежавшие к созданному Абу Наджибом ас-Сухраварди (ум. в 1168 г.) ордену сухравардиййа. Очевидно, некоторое время он обучался также у другого сухравардиевского шейха Рȳзбихāна ал-Ваззāна ал-Мисрӣ (ум. в 1188 г.). Вернувшись в родной Хорезм между 1180 и 1184 гг., Кубра вскоре стал известным наставником, воспитавшим множество выдающихся суфиев, наиболее известными из которых являются Маджд ад-Дӣн ал-Багдāдӣ (ум. в 1219 г.), Радӣ ад-Дӣн ‘Алӣ (Лāлā) (ум. в 1244 г.), Са‘д ад-Дӣн Хамȳйа (ум. в 1252 г.), Наджм ад-Дӣн ар-Рāзӣ (Дāйа) (ум. в 1256 г.), Сайф ад-Дӣн ал-Бāхарзӣ (ум. в 1260 г.) и Бāбā Камāл ал-Джандӣ (ум. в 1278 г.). Помимо своей главной работы Фавā’их ал-джамāл ва фавāтих ал-джалāл (изданной Фрицем Мейером в 1957 г.), Кубра написал около дюжины коротких трактатов, большая часть из которых тоже издана. Одной из оставшихся до последнего времени неизданных работ является Рисāла фӣ л-халва («Трактат о [духовном] уединении»), написанная по просьбе друга автора поэта-панегириста Ахмада б. Мухаммада ал-Гарнāтӣ (1158–1221). Рисāла фӣ л-халва важна по трем причинам: 1) она является ключом к пониманию основной работы Кубра Фавā’их ал-джамāл; 2) содержит в себе ценные размышления Кубра о пользе и цели таких суфийских практик, как уединение (халва) и поминание Бога (зикр), которые не повторены в других его работах; 3) позволяет заключить, что основным наставником Кубра был ‘Аммар ал-Бидлиси. Издание арабского текста осуществлено автором на основании Дамьетской рукописи тасаввуф 22 (ff. 64b-69a), переписанной в 1435 году. Использовалась также стамбульская рукопись Şehit Ali 2800 (ff. 16b-20a) (хранящаяся в библиотеке Сулеймания). Издание арабского текста сопровождается английским переводом.

Выходные данные

Gerhard Bowering. Najm al-dīn al-Kubrā on Ṣūfī Seclusion, Risāla fī ’l-Khalwa // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 268–291.