Платонизм в сефевидском Иране: Мир Дамад и Агаджани о платонических формах

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Платонизм в сефевидском Иране: Мир Дамад и Агаджани о платонических формах
Платонизм в сефевидском Иране: Мир Дамад и Агаджани о платонических формах
Название статьи: Платонизм в сефевидском Иране: Мир Дамад и Агаджани о платонических формах
Автор: Нариман Аавани
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2017
Номер журнала: 8
Количество страниц: 25
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Ключевые слова: Мир Дамад, Агаджани, ал-Кабасат, платонические формы, метавремя
Тематика: философия, Мир Дамад, Агаджани, Платон, Иранфилософия, Мир Дамад, Агаджани, Платон, Иран
Вид работы: статья

Аннотация

Автор сначала рассматривает интерпретацию платонических форм в пятой главе ал-Кабасат Мира Дамада, а затем анализирует комментарий Мухаммада Агаджани к данной главе. В начале этой главы Мир Дамад приводит толкование платонических форм, данное Ибн Синой. При этом, он отвергает предположение, согласно которому чтойность вещи как таковая может существовать вовне. Затем он анализирует четыре известных толкования платонических форм: а) идеи суть абсолютные природы, которые существуют вовне в своем универсальном виде, без всякой акциденции; б) идеи есть объекты божественного знания; в) они суть господа видов; г) они суть «подвешенные» формы (сувар му‘аллака). Мир Дамад решительно отвергает первое мнение, одобряет третье и реинтерпретирует второе и четвертое. Он выдвигает гипотезу, согласно которой платонические формы существуют как в Боге, так вне его. В первом случае они суть объекты божественного знания; во втором — они существуют вовне как истины в метавремени. Агаджани отвергает учение Мира Дамада о метавремени и интерпретирует платонические формы как нематериальные особи абсолютной природы, существующие вне мира материи.

Выходные данные

Nariman Aavani. Platonism in Safavid Persia: Mīr Dāmād (d. 1631) and Āqājānī (ca. 1661) on the Platonic Forms // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №8; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 8. – М.: Наука – Вост. лит., 2017. – С. 112–136.