Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази
Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази
Название статьи: Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази
Автор: Х. Додихудоев
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 22
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, полемика, исмаилизмфилософия, полемика, исмаилизм
Вид работы: статья

Аннотация

Статья, которая по большей части состоит из переведенных или пересказанных отрывков из книги Абу Хатима ар-Рази (ум. 934) «А‘лам ан-нубувва», содержит подробный отчет о полемике исмаилитского даи против его современника и соотечественника, известного врача и философа Абу Бакра Мухаммада б. Закария ар-Рази (ум. примерно между 925 и 935 гг.). Как известно, Абу Бакр ар-Рази считал, что человеку вообще не нужна какая-либо религия. В своем выступлении Абу Хатим показывает, почему это мнение неверно, приводя большое количество подробных доказательств. Подобным же образом он опровергает утверждения Абу Бакра о том, что человечеству не нужны пророки и имамы. Это приводит к более общей дискуссии о способности человека достичь истины самостоятельно, без руководства и учителя. Похоже, что Абу Бакр верит в неограниченные возможности отдельного человека, в то время как Абу Хатим, как минимум, скептически относится к этому. Последующее обсуждение пяти вечных сущностей (Творца, души, первоматерии, движения, времени и пространства) показывает, что Абу Бакр, вероятно, более сведущ в философских и научных вопросах, в то время как Абу Хатим, кажется, интересуется больше богословскими проблемами.

Выходные данные

Х. Додихудоев. Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 140–161.