Понятие света в исмаилитской философии

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Понятие света в исмаилитской философии
Понятие света в исмаилитской философии
Название статьи: Понятие света в исмаилитской философии
Автор: Арзина Лалани
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 23
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, свет, исмаилизмфилософия, свет, исмаилизм
Вид работы: статья

Аннотация

Свет выполняет роль архетипа в большинстве традиций и религиозных верований. Ислам, в котором в большинстве случаев свет ассоциируется с манифестациями Пророка, в этом смысле не является исключением. В классических шиитских текстах свет пророчества, как правило, рассматривается вкупе со светом предводительства (нуôр ал-имаôма). Статья подробно рассматривает учения ранних шиитских имамов о свете, разуме, любви и видении Бога. В ней также анализируются отрывки из произведений «Чистых братьев» и фатимидских ученых, в которых используется символика света. Автор признает уникальность и неповторимость всякого индивидуального опыта, включающего видение света. При этом подчеркивается необходимость руководителя (имама) в странствии к свету. Ибн Сина, очевидно, испытал подобный опыт в зрелом возрасте, что нашло отражение в его учении о «восточной мудрости», или «мудрости озарения» (хикма машрикиййа), которая впоследствии была подробно разработана Сухраварди, основателем школы философии озарения или «ишракизма». Согласно положениям этой школы, путеводителем человека к свету является ангел человеческого рода, которого философы именуют «действенным разумом» (в трудах Найсабури он называется «всеобщим разумом»).

Выходные данные

Arzina R. Lalani. Concept of Light in Ismaili Philosophy // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 404–426.