Расхождения между Ибн ‘Араби и кубравитской школой в вопросе о роли воображения

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Расхождения между Ибн ‘Араби и кубравитской школой в вопросе о роли воображения
Расхождения между Ибн ‘Араби и кубравитской школой в вопросе о роли воображения
Название статьи: Расхождения между Ибн ‘Араби и кубравитской школой в вопросе о роли воображения
Автор: Поль Балланфа
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 15
Язык статьи: французский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Ибн ‘Араби, ирфан, мистицизмфилософия, Ибн ‘Араби, ирфан, мистицизм
Вид работы: статья

Аннотация

Воображение является важной проблемой в мистицизме и философии. В так называемой школе Ибн ‘Араби оно рассматривается как одна из важнейших составляющих учения о единстве бытия (вахÖдат ал-вуджуôд). Согласно Анри Корбену, воображение можно назвать краеугольным камнем этого учения, удаление которого повлекло бы за собой разрушение всей философской системы Ибн ‘Араби. Введенное им разделение воображения на соединенное и отделенное открывает путь к переосмыслению понятия визионерского представления, химма, которое, в его понимании, является частью воображения. В кубравитской школе, созданной Наджм ад-Дином Кубра, химма, наоборот, является средством освобождения от власти воображения и восхождения к чистым смыслам. Такое различие в понимании роли химма, в свою очередь, предполагает различную артикуляцию понятий вуджуд ([истинное] бытие) и кавн ([тварное] бытие). Как представляется, разные трактовки роли воображения и визионерской способности, бытовавшие в этих двух направлениях суфизма, в дальнейшем привели к развитию двух несовместимых концепций бытия.

Выходные данные

Paul Ballanfat. Controverses sur le role de l’imagination : Ibn al-‘Arabi et l’ecole Kubrawi // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 578–592.