Религия как символическое изображение бытия: джафаритская интерпретация европоцентричного проекта Рассела

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Религия как символическое изображение бытия: джафаритская интерпретация европоцентричного проекта Рассела
Религия как символическое изображение бытия: джафаритская интерпретация европоцентричного проекта Рассела
Название статьи: Религия как символическое изображение бытия: джафаритская интерпретация европоцентричного проекта Рассела
Автор: Сеййид Джавад Мири
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2014
Номер журнала: 5
Количество страниц: 22
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, религия, джафаризм, европоцентризм, Расселфилософия, религия, джафаризм, европоцентризм, Рассел
Вид работы: статья

Аннотация

Статья посвящена предложенной аятоллой Джафари интерпретации некоторых философских и религиозных воззрений известного британского философа Бертрана Рассела. Автор рассматривает Рассела как представителя восходящей к эпохе Просвещения традиции, согласно которой религия лишена всякой прогрессивной роли в истории человечества и ассоциируется исключительно с регрессом и торможением развития. Аятолла Джафари придерживается другого мнения, согласно которому возможно сочетание религии и публичной ответственности. Его идеалом является «озаренный мудрец», следующий велению своей совести, который на собственном примере раскрывает эманципальное (освобождающее) измерение религии, лишая злоумышленников возможности присвоить наиболее возвышенные поступки человека. Не разделяя воззрений модернистских мыслителей по таким вопросам, как универсальность истины, всеобщая доступность построенного согласно законам разума доказательства, сочетаемость или не сочетаемость разума и откровения, вечность души и др., Джафари, однако, не принимает и постмодернистскую парадигму конструктивизма. Рассел и Джафари едины в своем стремлении к верному изображению действительности, но расходятся в мнениях о том, совместимы ли разум и откровение. При этом Джафари является сторонником позиции Фараби, согласно которой религия представляет собой символическое изображение бытия.

Выходные данные

Seyed Javad Miri. Religion as a Symbolic Depiction of Being: A Jafarian Reading of the Russellian Eurocentric Project // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №5; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 5. – М.: Наука – Вост. лит., 2014. – С. 427–448.