Слово «быть» в арабской грамматике: роль кана и вуджида

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Слово «быть» в арабской грамматике: роль кана и вуджида
Слово «быть» в арабской грамматике: роль кана и вуджида
Название статьи: Слово «быть» в арабской грамматике: роль кана и вуджида
Автор: А.В. Смирнов
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2016
Номер журнала: 7
Количество страниц: 28
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, арабская грамматикафилософия, арабская грамматика
Вид работы: статья

Аннотация

На материале традиционной арабской грамматики (ТАГ) подробно разобран вопрос о том, может ли глагол каôна расцениваться хотя бы в каком-то смысле как выполняющий функции связки в именных предложениях и выполняет ли он экзистенциальные функции, сравнимые с глаголом «быть» индоевропейских языков. На эти вопросы дан категорический отрицательный ответ. Более того, показано, что предложение классического арабского языка, как оно описано ТАГ, в принципе не может быть сведено к формуле «С есть П». Из этого следует, в частности, что невозможно говорить о «восстановлении “быть”-подобной связки» во фразах арабского языка, как они описаны в ТАГ. При этом арабский, как и любые другие языки, не исключает перекодировки и языковой игры, в которой ему будут навязаны любые правила, в том числе ломающие его естественную структуру. Лишь в такого рода языковый играх структура арабской фразы может рассматриваться как предполагающая «быть»-подобную связку, что фактически было сделано фаласифа при переложении греческого наследия на арабский и что делается современными учеными, защищающими тезис о наличии «быть»-подобной связки в арабском (Ф. Шехади и др.). В заключении статьи поставлен вопрос о соотношении «поверхностных» (языковых) и «глубинных» (логических) структур и выдвинута гипотеза о том, что не только поверхностные структуры арабского языка, но и глубинная логическая структура предикации, отраженная в этом языке, отличаются от привычных по опыту индоевропейских языков и от логики, развитой в лоне западной традиции. Выдвинута также гипотеза о том, что связочная функция в арабском предложении всегда выполняется тем механизмом, который концептуализирован в ТАГ как иснад (букв. «опирание»). Базовая предикационная формула, предполагаемая естественным строем арабского языка, должна записываться как «С иснад П», а не «С есть П». Это различие соответствует различию процессуально-ориентированной и субстанциально-ориентированной метафизических традиций соответственно.

Выходные данные

Andrey Smirnov. “To Be” and Arabic grammar: the case of kāna and wujida // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №7; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 7. – М.: Наука – Вост. лит., 2016. – С. 174–201.