Совершенные города и политические режимы в восточном и западном средневековом исламе

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Совершенные города и политические режимы в восточном и западном средневековом исламе
Совершенные города и политические режимы в восточном и западном средневековом исламе
Название статьи: Совершенные города и политические режимы в восточном и западном средневековом исламе
Автор: Кармела Баффиони
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2010
Номер журнала: 1
Количество страниц: 12
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, средневековый исламфилософия, средневековый ислам
Вид работы: статья

Аннотация

Политика в средневековом исламе стала объектом интереса значительного числа современных ученых, многие из которых изучают политические теории мусульманских философов. При этом эти теории часто рассматривают в контексте реально существовавших политических режимов соответствующей эпохи, так как их авторы обычно либо пользовались покровительством некоторого правителя, либо служили при дворе в качестве врачей, судей или ученых. Беседы о политике часто включались в работы, посвященные другим проблемам. Тому были две причины — ислам и античное наследие. Предполагалось, что мусульманский религиозный закон (шарū‘a) должен служить руководством для уммы как в религиозных, так и в социальных вопросах. Приписываемое сасанидскому царю Ардаширу изречение «религия и царская власть суть близнецы» широко обсуждалось мусульманскими учеными. В современном понимании это значит, что религиозная и светская власти не могут обойтись друг без друга, хотя они и не равноправны. С другой стороны, широкое распространение получили греческие политические доктрины — в частности, доктрина Платона, — хотя греческие идеи были восприняты мусульманскими мыслителями в свете их собственных религиозных воззрений. В настоящей статье дается краткий обзор политических учений ряда мусульманских философов — «Братьев Чистоты», ал-Фараби, Ибн Баджджи, Ибн Туфайла и Ибн Рушда (как известно, первые двое творили на востоке мусульманского мира, а три остальных — на его западе) и рассматриваются их общие и отличительные черты.

Выходные данные

Carmela Baffioni. Perfect Cities and Political Regimes in Eastern and Western Medieval Islam // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 1. – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 242-253.