Сравнительный анализ методологии историографии философии: подход Сухраварди, Аристотеля и Гегеля

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Сравнительный анализ методологии историографии философии: подход Сухраварди, Аристотеля и Гегеля
Сравнительный анализ методологии историографии философии: подход Сухраварди, Аристотеля и Гегеля
Название статьи: Сравнительный анализ методологии историографии философии: подход Сухраварди, Аристотеля и Гегеля
Автор: Голамреза Аавани
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 13
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, историография, Сухраварди, Аристотель, Гегельфилософия, историография, Сухраварди, Аристотель, Гегель
Вид работы: статья

Аннотация

Аристотель в своем раннем трактате «О философии» по вопросу о зарождении философии придерживался той же точки зрения, что и его учитель Платон, который утверждал, что иранцы , индийцы и египтяне превосходят греков в философии, а философия греков со временем деградирует и слабеет. Позднее взгляд Аристотеля на философию поменялся, и он стал утверждать, что философия – греческая наука, а у индийцев, персов и египтян и вовсе отсутствует какая-либо философия. Согласно Аристотелю, те греческие философы прошлого, что были известны своей мудростью, оказываются просто натуралистами (physiologoi) и не имеют отношения к мудрости, особенно к божественной (theologia). Аристотель полагал, что как раз он смог решить все проблемы философии в своих трудах. Именно эта точка зрения преобладала в западной философии на протяжении последних 23 веков. Иного мнения придерживался Гегель. Для него философия – это попытка человека окончательно сформулировать концепт Абсолюта с учетом условий времени, места и культуры, в которой она возникает, т.е. та или иная философия несет в себе специфику времени, места и обстоятельств ее возникновения. Согласно Гегелю, философия не регрессирует, а, наоборот, подчиняется принудительному движению вперед к совершенству, в соответствии с принципом исторической необходимости. Как и Аристотель, Гегель считал, что философия зародилась в Греции, а Восток полностью лишен ее. По мнению Сухраварди, «вечная философия» может проявляться в разных культурах и не зависит от времени и места возникновения. Он считал, что философия – это не только дискурсивное знание, но и «божественная мудрость», которую можно постичь лишь благодаря «озарению» (ишрак), достигаемого посредством интуиции через аскетические практики. Позиция Сухраварди относительно истории философии кардинально отличается от позиций Аристотеля и Гегеля. Он полагал, чтогреческие философы сконцентрировались лишь на дискурсивной части философии, отбросив мудрость интуиции, и этот переворот произошел лишь за одно поколение.

Выходные данные

Gholamreza Aawani. A Comparative Analysis of the Method of Historiography of Philosophy, as Envisaged by Suhrawardi, Aristotle and Hegel // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 189–201.