Сухравардийская феноменология самости

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Сухравардийская феноменология самости
Сухравардийская феноменология самости
Название статьи: Сухравардийская феноменология самости
Автор: Джад Хатим
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 7
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Сухраварди, самостьфилософия, Сухраварди, самость
Вид работы: статья

Аннотация

В основе статьи лежит идея, что для лучшего понимания того или другого мыслителя прошлого желательно соотнести его доктрину с учением одного из современных философов. С этой целью автор предпринимает попытку прочитать Сухраварди через призму идей французского феноменолога и «философа жизни» Мишеля Анри. Как в сухравардийской философии озарения, так и в феноменологии Анри центральным является понятие манифестации. Как Сухраварди, так Анри не допускают возможности привлечения какого-либо образа для познания самости. Самораскрытие «я» предшествует всякому явлению и представлению в образах, и яйность не может быть чем-либо иным, как только непосредственным самораскрытием, причем самораскрытием постоянным и абсолютным. Эпистемология Сухраварди разительно отличается от воззрений Ибн ‘Араби, учившего о том, что Бог не может достичь совершенного самопознания, прежде чем Он не увидит Себя в образе мира и Совершенного Человека. В итоге автор приходит к выводу о принципиальной близости позиций Сухраварди и Анри как мыслителей имманентности.

Выходные данные

Jad Hatem. Suhrawardi’s Phenomenology of Ipseity // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 61–67.