Три философские проблемы: от Насир ад-Дина Туси до Муллы Садры

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Три философские проблемы: от Насир ад-Дина Туси до Муллы Садры
Три философские проблемы: от Насир ад-Дина Туси до Муллы Садры
Название статьи: Три философские проблемы: от Насир ад-Дина Туси до Муллы Садры
Автор: Гуламхусейн Ибрахими Динани
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 15
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, Насир ад-Дин Туси, Мулла Садрафилософия, Насир ад-Дин Туси, Мулла Садра
Вид работы: статья

Аннотация

В статье рассматриваются три философских вопроса, поставленные Насир ад-Дином Туси его старшему современнику Шамс ад-Дину Хосравшахи (652/1254), ученому, философу и врачу. Перед тем как рассмотреть вопросы Туси, отметим, что, к сожалению, мы не располагаем ответом Хосравшахи на них. Нам неизвестно даже, ответил ли он вообще (в случае чего его ответ приходится признать утерянным) или же, в силу сложности поставленных вопросов, предпочел не отвечать. Вопросы были следующие: 1) Несомненно, что движение должно иметь определенную скорость. Следовательно, скорость присутствует в каждом частном движении, в силу бытия его частным движением. Однако скорость может иметь место лишь благодаря времени. Следовательно, можно утверждать, что время является неотъемлемым составляющим всякого движения. Как же в таком случае можно утверждать, что то или иное движение является причиной бытия времени? 2) Философы полагают, что если нечто до своего бытия или небытия не обладает возможностью бытия или небытия, то оно не может ни обрести бытие после небытия, ни кануть в небытие после бытия. Следовательно, всему, что в этом мире обретает бытие или лишается его, предшествует возможность его бытия или небытия. Однако спрашивается: если это положение всеобще и универсально, то почему философы не соблюдают его, когда речь идет о бытии разумной души, и, вследствие этого, их слово о ней весьма невнятно? 3) Философы возводят имеющую место в мире бытия множественность к множественности, заключенной в самости первой эманации. Они полагают, что аспекты необходимости и возможности, и самопостижения и постижения своего начала указывают на первую множественность, присутствующую в самости первой эманации. Спросим сейчас: что именно в самости первой эманации является источником множественности и как именно возникает эта множественность в самости первой эманации? Насир ад-Дин обсуждает четыре подхода к решению этого вопроса, однако не удовлетворяется ни одним из них и спрашивает у Хосровшахи его мнение. Затем Динани обсуждает ответы Муллы Садры на эти вопросы, в основном одобряя их.

Выходные данные

Гуламхусейн Ибрахими Динани. Три философские проблемы: от Насир ад-Дина Туси до Муллы Садры // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 379–393.