Учение Хамид ад-Дина Кирмани о природе и его параллели в доктрине Муллы Садры

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Учение Хамид ад-Дина Кирмани о природе и его параллели в доктрине Муллы Садры
Учение Хамид ад-Дина Кирмани о природе и его параллели в доктрине Муллы Садры
Название статьи: Учение Хамид ад-Дина Кирмани о природе и его параллели в доктрине Муллы Садры
Автор: Янис Эшотс
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2013
Номер журнала: 4
Количество страниц: 10
Язык статьи: английский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, исмаилизм, Кирмани, Мулла Садрафилософия, исмаилизм, Кирмани, Мулла Садра
Вид работы: статья

Аннотация

В статье рассматривается учение Хамид ад-Дина Кирмани о природе как космической ипостаси и прослеживаются возможные параллели в философии Муллы Садры. Согласно Кирмани, природа является действенным составляющим всякого телесного сущего. Вслед за Плотином Кирмани считает природу эманацией горнего умопостигаемого мира. Она имеет два аспекта — действенный и страдательный и дает телесным сущим как душу, так и тело. Таким образом, она является жизненным началом телесной вселенной, дарующей ей жизнь и оживляющей ее. При этом вслед за Аристотелем Кирмани считает природу (точнее, ее действенный аспект) движителем телесной вселенной. В учении Муллы Садры мы обнаруживаем похожее деление природы на действенный и страдательный аспекты. В частности, Садра утверждает, что в человеческом существе есть две природы, одна из которых является эманацией его самости и ступенью и силой последней, а другая присутствует в его телесных членах и частях. Первая подчиняется душе охотно и добровольно; вторая — неохотно и вынужденно. Если перенести эту теорию на уровень макрокосма, обнаружится некоторое сходство с системой Кирмани. В частности, оба философа различают в природе действенный и страдательный аспекты. Однако если для Кирмани природа, в общих чертах, представляет собой аналог Вселенной Души, то для Садры она — один из низших уровней души, или душа в аспекте ее сопряжения с телом.

Выходные данные

Yanis Eshots. Ḥamīd al-Dīn al-Kirmānī’s Teaching on Nature and Parallels to It in the Thought of Mullā Ṣadrā // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №4; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 4. – М.: Вост. лит., 2013. – С. 262–271.