Философская антропология Афдал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани (582/1186-7 – 667/1268-9)

Материал из Исламоведение
Перейти к: навигация, поиск
Философская антропология Афдал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани (582/1186-7 – 667/1268-9)
Философская антропология Афдал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани (582/1186-7 – 667/1268-9)
Название статьи: Философская антропология Афдал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани (582/1186-7 – 667/1268-9)
Автор: К.С. Васильцов
Название научного журнала: Ишрак: Ежегодник исламской философии
Аффилиация: Институт философии РАН, Иранский институт философии, Фонд исследований исламской культуры
Год издания: 2011
Номер журнала: 2
Количество страниц: 12
Язык статьи: русский
Месть издания: Москва, Россия
Тематика: философия, антропология, Мараки Кашанифилософия, антропология, Мараки Кашани
Вид работы: статья

Аннотация

В настоящей статье мы (разумеется, в самом общем виде) рассмотрим философскую антропологию Афдал ад-Дина Мухаммада Кашани. Кашани придерживается распространенного в средневековом исламе положения, согласно которому все сотворенные Богом вещи относятся к трем различным «царствам» — минералы, растения и животные. Каждое из перечисленных «царств» имеет определенный набор характеристик, которые в каждом отдельном случае могут быть представлены с той или иной степенью полноты. Каждый более высокий уровень обладает всеми теми силами, которые наличествуют в объектах более низких уровней, и, в свою очередь, отличается от них теми силами, которые добавляются к силам более низкого уровня. Иными словами, минералы обладают «природной» силой, растение обладает природной силой и растительной душой, животное — природной силой, растительной и животной душой, человек — природной силой, растительной, животной и собственной человеческой душой. Важно отметить, что в данном случае речь не идет о том, что, например, животное обладает двумя душами. Животная душа располагает теми силами, которые характеризуют растительную душу, и, кроме того, к этим силам добавлены силы, присущие животной душе и, соответственно, отсутствующие у души растительной. Статья в основном основана на детальном анализе третьей главы сочинения Афдала Кашани «Ал-Муфид ли-л-мустафид».

Выходные данные

Васильцов К.С. Философская антропология Афдал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашани (582/1186-7 – 667/1268-9) // Ишрак: Ежегодник исламской философии. №2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. No. 2. – М.: Вост. лит., 2011. – С. 254–265.